Популярный у российских компаний метод привлечения внимания к своему продукту -- рекламировать его, используя слова в превосходной степени, вскоре может оказаться вне закона.

Заставить бизнес отвечать за свои слова вызвалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), выступившая вчера с инициативой о внесении поправок в закон «О рекламе», которые бы запрещали компаниям чрезмерно нахваливать свою продукцию и тем самым вводить в заблуждение потребителя. Если закон вступит в силу, российским предпринимателям придется стать скромнее и отказаться от использования в рекламных целях таких слов, как «главный», «лучший», «абсолютный», «единственный», «первый», а также выражений «номер 1», «№1», «лидер» и производных от них.

В ФАС дают понять, что рекламодатели научились обходить существующие положения закона о рекламе и в большинстве случаев перестали прямолинейно заявлять об исключительности своего продукта -- чтобы подчеркнуть достоверность рекламных сведений, они предпочитают ссылаться на социологические опросы, сравнительные исследования и результаты конкурсов. Правда, предлагаемые гражданам опросы, конкурсы или исследования, утверждают в ФАС, не являются достаточно репрезентативными, «поскольку часто сравнение осуществляется среди ограниченного перечня аналогичных товаров, узкого круга потребителей, по результатам специализированных конкурсов или выставок». Таким образом, вывод о преимуществах рекламируемого товара основан на мнении незначительного круга лиц, подчеркивают в антимонопольном ведомстве.

Предлагаемые поправки, разумеется, коснутся не только компаний, рекламирующий пищу или бытовую технику, но и, как особо отмечают в ФАС, финансовых организаций, часто прибегающих к спекуляции по поводу «особенностей» предоставляемых ими продуктов. В частности, чтобы подчеркнуть выгодные условия по кредитам или преимущества организации в целом, банки часто используют такие выражения, как «самый доступный кредит», «лучший кредит», «самые низкие ставки», «самые выгодные условия», «самый динамично развивающийся банк», «самый устойчивый банк» и т.д. При этом сравнение используется, как правило, за указанный в рекламе период либо на территории какого-либо региона, но «реклама создает впечатление о достоверности такого сравнения при любых обстоятельствах», уверены антимонопольщики. Тем же компаниям, у которых слова в превосходной степени являются частью названия и зарегистрированы как товарный знак, согласно проекту поправок вывеску менять не придется, поскольку эти выражения являются «частью средства индивидуализации» товара или юридического лица.

В обществе по защите прав потребителей (ОЗПП) инициативу ФАС полностью поддерживают. «У нас действительно огромное количество недостоверной рекламы. Подобный запрет уже назрел, поскольку процент такой рекламы на рынке достигает 30--40%», -- заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель ОЗПП Михаил Аншаков. «По закону «О защите прав потребителей» гражданин имеет право на получение полной и достоверной информации о предлагаемом продукте, и действия ФАС в этом смысле направлены на соблюдение предпринимателями и рекламодателями действующего законодательства», -- убежден г-н Аншаков. Подобные запреты существуют «во всех странах с развитой правовой системой», добавляет эксперт.

Непосредственные участники рекламного рынка доводы ФАС также принимают, но считают нынешний текст поправок слишком прямолинейным. «В данном случае нужно пойти по пути раскрытия сути заявления о первенстве или лидерстве. Запрещать же использование превосходной степени вообще, по нашему мнению, не стоит, поскольку трудно спорить, например, с заявлением «первый на рынке», если эта компания действительно первая на рынке», -- считает генеральный директор Ассоциации рекламодателей России Федор Борисов. Г-н Борисов признает, что «проблема с недостоверной рекламой действительно есть», но предлагает конкретизировать поправки ФАС и вписать критерии, по которым реклама может быть признана недостоверной.

При этом его информация о методах регулирования рекламного рынка за границей отличается от той, что приводят в ОЗПП. За рубежом, утверждает г-н Борисов, больше полагаются на разум потребителя. «В мировой практике такие запреты не применяются. Предполагается, что превосходную степень не надо доказывать, поскольку все понимают, что слова типа «самый лучший» -- гипербола, и ее не надо воспринимать буквально», -- рассказал «Времени новостей» г-н Борисов. Если же к тому, что говорится в рекламе, есть какие-то вопросы, производителя заставляют доказать свои заявления, рассказывает г-н Борисов. Эксперт убежден, что абсолютных запретов не надо -- просто нужно поднять уровень рекламной культуры. Но если запрет все-таки вступит в силу, рекламодатели обязательно найдут способ как его обойти и представить свой продукт в лучшем свете, уверен Федор Борисов.