Ряд принципиальных замечаний президентской администрации к законопроекту о торговле так и не были учтены. Ожидается, что закон будет окончательно принят 16 декабря и до конца года подписан главой государства.

Вчера комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству одобрил новую версию законопроекта, а фракция «Единой России» поддержит ее своими голосами. Правда, сам текст закона о торговле в новой редакции поступил из правительства в Госдуму только вчера поздно вечером, пишут «Ведомости».

Второе чтение законопроекта неоднократно переносилось из-за большого количества поправок, а 4 декабря Государственно-правовое управление (ГПУ) президента выступило с резкими возражениями против редакции закона, одобренной на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова. В заключении ГПУ нормы закона были названы сомнительными с правовой точки зрения, а также отмечалось неоправданное увеличение административной нагрузки на бизнес.

По мнению юристов ГПУ, закон о торговле практически не затрагивает вопросы обеспечения прав и законных интересов конечного потребителя. Критике подверглись ограничения для ритейлеров, среди которых запрет брать с поставщиков любые бонусы, кроме премии за объем в пределах 10%, запрет для розничной сети приобретать торговые площади, если ее доля на рынке муниципального образования превышает 25%. Нарекания вызвали жесткие сроки оплаты некоторых групп товаров.

В новой версии закона нормы об ограничении бонусов и порог развития сетей остались неизменными. Переработана была статья о сроках расчетов за поставленные товары. Предыдущая версия законопроекта устанавливала 10-дневный срок расчета за замороженную говядину, свинину, мясо курицы и молоко, что ставило в выгодные условия некоторых производителей и поставщиков. Теперь закон о торговле предусматривает 10-дневный срок оплаты лишь товаров со сроком хранения менее 10 дней. Товары, которые хранятся больше 30 дней, а также алкоголь должны оплачиваться в течение 45 дней.

По словам экспертов, ключевые положения законопроекта сохранились в ноябрьской редакции. Новая версия закона отражает предпочтения немногих чиновников и поставщиков, а потребители, ради которых и был задуман этот закон, в число «бенефициаров» не войдут.

Принятие закона о торговле снизит привлекательность бизнеса, считает начальник отдела маркетинга компании «Лента» Алексей Орлов. От введения нормы по порогу доминирования выиграют крупнейшие ритейлеры: у них появится законная возможность теснить локальные сети, лидирующие на региональных рынках.