Закону о торговле, одобренному две недели назад президиумом правительства, предстоит еще пройти обсуждение в Госдуме (первое чтение назначено на сентябрь), Совете Федерации и получить подпись президента. Если документ без лишних проволочек преодолеет все эти стадии, он вступит в силу с 1 января 2010 г., однако крупнейшие ритейлеры уже сейчас приводят договоры с поставщиками в соответствие в нормами непринятого закона.
Лидер российской розницы по выручке — Х5 Retail Group — пересматривает все договоры поставок, готовясь исключить из них запрещенные законопроектом платежи, например бонусы за вход, рекламные услуги, установку фирменного оборудования в торговом зале или за так называемый фейсинг (выставление упаковок на полках). Но так как часто поставщики настаивают на рекламных и маркетинговых услугах, группа будет заключать с ними отдельный договор на их оказание, полностью независимый от договора поставки, что разрешено законом.

Планирует впредь заключать отдельные договоры с поставщиками на оказание маркетинговых услуг и сеть «Магнит». Ритейлер был вынужден подписывать со многими международными поставщиками их формы договоров поставки, включающие маркетинговые услуги, а теперь компания настаивает на исключении этих платежей из договоров.

Предусмотренное законопроектом ограничение отсрочки платежей за поставки продуктов X5 также стремится выполнить без больших потерь для себя: средняя отсрочка по оплате скоропортящихся продуктов составляла 15 дней — теперь она будет снижена до предписанных проектом 10 дней. Но зато для тех поставщиков, с кем X5 расплачивалась быстрее 10 дней, срок платежа будет увеличен. По аналогичному принципу будут пересмотрены сроки оплаты других категорий товаров. «Магнит» пока не собирается пересматривать сроки платежей по поставкам, тем более что большинство договоров выдерживают предложенные законопроектом сроки. А соглашения с теми единичными партнерами, которым «Магнит» платит позже, будут корректироваться после принятия закона в силу,

Metro Group тоже взялась за изучение договоров с поставщиками. «Мы приступили к анализу того, какие изменения в наших бизнес-процессах нужно внести уже сейчас, не дожидаясь принятия закона. Готовим внутренние заключения», — говорит начальник отдела правительственных и внешних связей Metro Cash & Carry Оксана Токарева.