Российские чиновники в конце недели впервые сформулировали на международном уровне свои предложения по введению пятилетнего моратория на вылов осетровых в Каспийском море. Если эти предложения будут одобрены всеми странами каспийского бассейна, то не исключено, что легальная черная икра навсегда исчезнет с прилавков российских магазинов, а цена браконьерской продукции возрастет в разы.

Впервые идея о необходимости введения моратория на Каспии была высказана главой Росрыболовства Андреем Крайним еще в марте. Теперь это предложение получило официальное одобрение правительства, причем бороться за сохранения осетров на Каспии российские чиновники предполагают в буквальном смысле всем миром. «Только межправительственное соглашение может стать юридической основой межгосударственного ведения рыбного хозяйства в этом (Каспийском) бассейне и основным механизмом для поддержания популяции осетровых рыб», - заявил первый вице-премьер Виктор Зубков на межправительственной экономической конференции прикаспийских государств. Более того, присоединиться к борьбе за выживание осетров российские чиновники предлагают и нефтедобывающим компаниям. «Необходимо выделить в Каспийском море особые зоны и запретить в них разработку углеводородного сырья вообще или ограничить эту деятельность в период интенсивной миграции осетров», - предложил Андрей Крайний. Как пояснил корреспонденту «Газеты» руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев, речь идет о том, чтобы ограничивать разработки нефтяных компаний на один - полтора месяца в году. «Никакой официальной реакции на это предложение пока не последовало», - признал Савельев.

Под вопросом пока остается и подписание самого моратория. Положительная реакция прозвучала только со стороны Азербайджана, Казахстана и Туркмении. Между тем очевидно, что решающее слово в этом вопросе должны сказать власти Ирана, который сегодня является самым дисциплинированным пользователем каспийских биоресурсов. Ежегодные объемы экспорта иранской икры доходят до 200 тысяч тонн. Захотят ли иранские власти расставаться с легальными доходами от икорного экспорта в пользу браконьерской добычи в других странах - большой вопрос. «Иранцы люди рациональные, и как бы их не грела и не кормила монополия на этом рынке, они понимают, что долго это продолжаться не может», - уверен Александр Савельев.

С браконьерским промыслом на Каспии предлагается бороться самыми жестокими методами. Среди инициатив российской стороны, в частности, создание межнациональных вооруженных рыбоохранных сил. «Как ни парадоксально звучит, но браконьеры прикаспийских государств уже давно обо всем договорились, создали трансграничные преступные сообщества, а мы все что-то согласовываем», - переживает Александр Савельев.

В качестве индикатора сокращения браконьерского промысла в России чиновники называют цены на черную икру в рознице. «Еще год назад килограмм игры стоил 14 тысяч рублей, теперь в отдельных магазинах цена доходит до 230 тысяч», - отметил Савельев. Впрочем, корреспонденту «Газеты» не составило труда обнаружить бесчисленное количество интернет-магазинов, предлагающих икру как минимум в два - три раза дешевле. Сомневаться в браконьерском происхождении такой продукции практически не приходится, ведь даже по официальной статистике более 90% продаваемой на внутреннем рынке черной икры - нелегальны. А вот цены у нелегалов за последние два года действительно сильно выросли: как признавались в неофициальных беседах участники рынка, многие легальные производители сегодня отказываются заниматься осетровыми. Так что браконьеры имеют все шансы стать фактическими монополистами.