В России, отказавшейся от идей коммунизма, до сих пор нет внятной идеологической доктрины. Смыслы и принципы, необходимые для развития любой нации, подменяются экономическими целями. Между тем Россия не в состоянии предложить новых универсальных ценностей. Это подтвердил прошедший вчера идеологический семинар «Единой России».
На семинаре помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович учил партийных идеологов, как разъяснять массам преимущества Стратегии-2020: ВВП удвоен, зарплаты растут, инфляция в 2009 году снизится, фондовый рынок восстановится, отношения с Западом осложнены, но изоляция от мира — это «тупик», а «злоупотреблять алкоголем и табаком нехорошо».
Хотя семинар назывался «Основные направления идеологической работы партии», никакого отношения к идеологии сказанное не имеет. Словарь Ожегова определяет идеологию как «систему взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество». В 90-х годах Россия от общей идеологии отказалась. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», — гласит п. 2 ст. 13 Конституции РФ. Желания обрести ее не было и в текущем десятилетии: всем памятны призывы лидеров искать не национальную идею, а пути решения экономических задач. Правда, выяснилось, что даже эти задачи без ответа на вопрос «на каких принципах?» общество решить не может.
Правящая и интеллектуальная элита ответить на него тоже не в состоянии: предлагаемые ею концепции развития страны обнаруживают лишь реакцию на внешние раздражители и максимум 12-летний горизонт планирования. Идея «суверенной демократии» стала ответом на эпидемию цветных революций в СНГ. «Четыре медведевских «и» (инвестиции, инфраструктура, институты, инновации) — частью предвыборной кампании. Стратегия-2020 — пиаром «Единой России». Искать духовные начала в этой стратегии даже смешно: как и прежде, целевую аудиторию документа манят в темное будущее деньгами — единственной ценностью, оспаривать которую не будет никто.
Однако бегство капитала и отказы в кредитах наглядно показали, что базовая ценность российского общества принадлежит геополитическому сопернику. Причем Запад, не кичась своим бесспорным прагматизмом, опирается на вполне духовные демократические ценности. И пока Россия не выработает аналогичных, она обречена проигрывать даже в СНГ.