В России должна пройти налоговая амнистия для юридических лиц, считает организация «Деловая Россия». Предприятиям нужно дать шанс исправить ошибки прошлых лет, чтобы снизить коррупцию в стране. Предложение оформлено как законопроект, но Минфин уже высказался против.

Предприятиям необходимо очистить совесть от ошибок прошлого, считает организация, объединяющая средний бизнес, – «Деловая Россия». Она предлагает провести второй этап налоговой амнистии, на этот раз для юридических лиц, ведь они не участвовали ни в одной из 5 амнистий, проводившихся за последние 8 лет в России. По словам главы «Деловой России» Бориса Титова, предложение оформлено в законопроект и в ближайшее время поступит в Госдуму.

Проект предполагает, что помилование затронет административное, таможенное, налоговое и уголовное законодательство. Предприятие должно будет задекларировать свои активы, заплатить 13 или 15%, ставка пока обсуждается, и тогда оно освободит себя от ответственности по ряду экономических статей, объясняют предприниматели. Кампания, по их подсчетам, принесет в бюджет порядка $7 млрд.

«Легализация предприятий и амнистия их руководителей – важный шаг, который улучшит экономику и повысит доверие», – считают в «Деловой России». Ведь ситуация, когда за каждым предприятием есть вина, создает благодатную почву для коррупции и разрушает экономику. «Минимум четверть коррупционного риска происходит из-за того, что у нас очень много в прошлом виновных предприятий. И с них собирают деньги, – заявил генеральный директор группы компаний «Связной», входящей в «Деловую Россию», Максим Ноготков. – Это повышает риски и для фондового рынка, поскольку соответствующий дисконт закладывается в стоимость компаний».

Идея у бизнеса возникла уже давно. Еще в 2005 году Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) поднял этот вопрос на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Однако получил отказ: «Мы не можем налоговую службу просто обесточить, сделать никчемной организацией. В руках государства налоговое администрирование, налоговая служба должны быть эффективным инструментом решения государственных проблем».

Вполне понятно, почему бизнесу отказали – тогда амнистию проводить явно было рановато. Примерно 40% зарплат в 2006 году, по Госкомстату, находились «в сером поле», напоминают сами бизнесмены. «По нашим оценкам, в частном секторе это практически 90-100%», – дает еще более негативную оценку ситуации председатель совета директоров компании «Юнитекс» Юрий Никонов. То же с таможенными пошлинами. «Еще пару лет назад просто ничего нельзя было растаможить в белую», – признался Никонов.

Но в 2007 году налоговики усилили давление, после чего гораздо больше компаний стало жить по правилам. И теперь отпущение старых грехов стало актуально.

Идею уже поддержал член «Единой России», первый заместитель председателя думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев:

«Если государство доверяет своим предпринимателям, то оно должно пойти на легализацию».

Однако Министерство финансов пока по-прежнему против. По словам Титова, сомнение в ведомстве Алексея Кудрина вызывает тот факт, что только недавно прошла амнистия для физических лиц. Кроме того, срок давности по налоговым нарушениям уже составляет 3 года, в этом смысле не совсем понятно, зачем предприятия захотят легализовать свои более ранние сделки.

Печальный пример налоговой амнистии для физлиц действительно смущает. Начиная ее, правительство рассчитывало, что граждане легализуют порядка $5-8 млрд. На деле получилось только около 5 млрд рублей. При этом в соседнем Казахстане акция оказалась гораздо успешней: там она проходила в два этапа. Первый стартовал в 2001 году и длился всего 20 дней, в течение этого периода граждане страны могли легализовать любые суммы без каких бы то ни было отчислений в бюджет. Тогда из тени было выведено $480 млн.

Второй этап начался в июле 2006 года. В ходе него людям было разрешено законно оформить право на владение имуществом, оплатив государству 10% его стоимости. Люди получили возможность в течение первого этапа амнистии убедиться, что легализация капитала не опасна, а потому вторая кампания оказалась успешной. В результатате нее граждане вывели из тени 828 млрд тенге ($6,7 млрд), что сопоставимо с третью бюджета республики.

Российские граждане, очевидно, не чувствовали себя в безопасности, раскрывая нелегальные доходы. И главное, выводя их из тени, они подставляли свое предприятие.

К тому же граждане не испытывали серьезного давления со стороны налоговых органов, так что у них не было особой необходимости идти на этот риск.

«Деловая Россия» говорит, что учла и неудачный опыт предыдущей амнистии, и успех Казахстана. Эксперты считают, что у затеи есть шансы на успех.

«Сейчас многие холдинги стремятся полностью выйти «из тени», распрощаться с не очень «белым» прошлым, что, вероятно, будет способствовать успеху намечающейся налоговой амнистии.

Безусловно, при условии, если кампания по ее проведению будет грамотно спланирована и налоговая амнистия предоставит реальные гарантии налогоплательщикам отсутствия негативных последствий декларирования всех их доходов», – говорит начальник отдела консалтинга ООО «ФинЭкспертиза» Нина Козлова.

Впрочем, многим не верится, что кампания будет успешной. «Налоговая амнистия, в том числе и для юридических лиц, не будет эффективной, так как ни у одного субъекта налоговых взаимоотношений в России нет никаких гарантий от преследования.

Система декларирования, технология сбора денежных средств на специальные счета казначейства, способ и сроки хранения информации не гарантируют безопасность», – уверен главный бухгалтер Русского Банка Развития Владимир Соседов.

Вряд ли кампания станет и действенным инструментом борьбы с коррупцией. «Искоренить это зло налоговой амнистией невозможно», – считает Соседов. «Сомневаюсь, что амнистия может стать действенным инструментом в борьбе с коррупцией», – соглашается Козлова.