Если цены на продукты растут быстрее, чем доходы людей, выход один: ввести для малоимущих россиян специальные продовольственные карточки или сертификаты, с помощью которых можно будет гарантированно получить хлеб, молоко и другую еду.

Впервые идея, высказанная министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым, прозвучала еще год назад, когда летом случился "незапланированный" скачок цен на съестное. Министр сослался тогда на опыт США, где уже много лет действует система "фудстампов" - продовольственных чеков, которые получают инвалиды, малообеспеченные пенсионеры и семьи с детьми. Главный специалист по сельскому хозяйству пекся не только о бедных (это, в конце концов, ближе к кругу обязанностей Татьяны Голиковой), но и о селянах. Ведь адресные денежные компенсации на дорожающие продукты - это, по сути, альтернатива "запретительным" мерам по сдерживанию цен.

Тем не менее правительство инициировало осенью прошлого года соглашение с производителями и продавцами о "замораживании" цен. В начале нынешнего года "мораторий" был продлен. При этом эксперты хором заявляли, что запретительными мерами ситуацию не выправить. Поскольку замораживание в конечном итоге бьет по производителям, делая производство продуктов убыточным.

Недавно тема вновь прозвучала уже на ином уровне. Глава думского Комитета по труду и соцполитике Андрей Исаев заявил, что готовится законопроект о продовольственных сертификатах. Так решено было уйти от "опасных" терминов - продовольственные карточки или талоны, которые невольно ассоциировались с голодными военными годами или тотальным "позднесоветским" дефицитом.

То, что предлагается сейчас, имеет принципиально другой подход: речь не идет о дозированном "распределении" продуктов, которых не хватает на всех. Речь - о безналичной денежной поддержке для самых бедных, тех, кому доходов или пособий по инвалидности (а многодетным, кстати сказать, и обычной зарплаты) не хватает на самую простую и необходимую еду.

Между тем прогнозы малоутешительны: мало кто сомневается, что официальная "планка", рассчитанная минэкономразвития - 10,5 процента годовой инфляции в 2008 году, - будет перекрыта. Ведь уже в первом полугодии цены выросли на 9 процентов. Что касается "инфляции для бедных" (ее рассчитывают исходя из структуры потребления этой социальной группы, в которой львиную долю составляют именно расходы на питание), эксперты говорят, что к концу года она может достичь даже 25 процентов. Так что угроза недоедания отнюдь не высосана из пальца - для миллионов людей она более чем реальна. Ведь, по экспертным оценкам, за чертой бедности в России живут сегодня порядка 20 миллионов человек.

Что же делать, если административное сдерживание цен хотя бы на часть продуктов себя не оправдало? Идея такова: ввести талоны, купоны, карточки, сертификаты (назвать можно как угодно), которые будут получать люди с доходом ниже определенного уровня. И приобретать по этим талонам продукты в специальных социальных магазинах или отделах магазинов.

До конкретного решения, впрочем, далеко. Экономические и социальные министерства к законопроекту, насколько удалось выяснить "РГ", отношения не имеют. В минздравсоцразвития, например, нам прямо заявили, что эта тема "не обсуждалась даже на экспертном уровне".

Андрей Исаев говорит, что главное - это принять принципиальное решение, пойдет ли государство на введение новой меры социальной поддержки неимущих. При этом, конечно, хорошо бы проговорить все "за" и "против", понять, во что может обойтись введение новшества бюджету, каким образом его администрировать, чтобы не превратить в очередное хождение по мукам для тех, кто захочет обратиться за субсидией.

Так, если, например, установить размер ежемесячного "продпайка" в размере 1 тысячи рублей, годовая стоимость программы для 20 млн граждан обойдется в 240 млрд рублей. Готово ли государство найти такие средства? Если нет, то каким образом отсекать просто малоимущих от "самых" малоимущих?

Не менее интересный вопрос - каким образом рассчитывать сумму? Ведь в различных регионах уровни жизни (и соответственно официально утверждаемая величина прожиточного минимума) различаются чуть ли не в разы.

Не праздный вопрос и о том, кого именно субсидировать. Американцы критикуют свою программу за то, что она, дескать, порождает иждивенчество. Кроме того, потенциальные получатели, как водится, иногда хитрят: матери годами не оформляют брак с хорошо зарабатывающими отцами, чтобы числиться одинокими и получать "фудстампы" на детей. В наших условиях, в частности, встает вопрос о работающих пенсионерах. Многие трудятся, чтобы выжить - из-за низких пенсий. Смогут ли они претендовать на "продпаек"?

Что касается организации, некоторые аналоги "целевых", "адресных" госдотаций, помимо американского опыта, на который ссылаются эксперты, имеются и в нашей стране. Так, уже много лет работает система жилищных субсидий - низкообеспеченным семьям за счет федерального и региональных бюджетов оплачивается часть квартплаты. При этом низкие доходы семьям приходится подтверждать регулярно, собирая целый пакет документов. Но жилищная субсидия - это платеж, который проходит один раз в месяц. А приобретение "социальной корзины" продуктов организовать намного сложнее - придется каким-то образом "маркировать" то, что будет разрешено покупать, выделяя из общей массы товаров. Да и торговые точки по всей стране оборудовать придется, если будет выбран вариант с переводом денег на электронные карточки (как в Америке). Либо - создать угрозу очередей при пользовании бумажными талонами.