Эта инициатива связана с правовой коллизией, которая существует в законодательстве страны. С одной стороны, как сообщили в ведомстве, госслужащим и работникам муниципальных образований не запрещается получать презенты, стоимость которых не превышает пяти МРОТ, или 11,5 тысячи рублей. С другой, любой такой подарок чиновнику в связи с исполнением служебных обязанностей может рассматриваться как взятка. Таким образом, интересы службы путают с личной заинтересованностью. Бороться с коррупцией, по мнению руководителей комитета, таким образом станет легче.
Следственный комитет расследовал Гражданский кодекс и нашел, что в нем есть место коррупции. А именно, речь идет о статье 575. В ней говорится, что не допускается делать подарки работникам лечебных и воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, которые находятся там на лечении, содержании или воспитании. Не допускаются и подарки от родственников этих граждан. Однако тут же поясняется, что запрет касается только тех подарков, стоимость которых превышает 5 минимальных зарплат. По нынешнему курсу МРОТа это 500 долларов. А все подарки подешевле, получается, вполне законны. Между тем взятки до 500 «зеленых», это, что называется, самый ходовой размер. Чаще всего такие подношения наблюдаются в больницах - недаром в статье 575 именно медицинские учреждения упомянуты в первую очередь. Получить направление в нормальный детский сад - за это тоже придется «отблагодарить» примерно на такую же сумму. А между тем, статья 290 УК расценивает как взятку любое получение денег или иного имущества чиновниками в связи с исполнением их должностных обязанностей.
Однако в Уголовным кодексе России более жесткий подход к подношениям. Любое получение чиновниками денег или иного имущества в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей считается взяткой. В Следственном комитете считают, что это противоречие должно быть устранено. Причем в пользу той версии, которой придерживается уголовное законодательство. То есть либеральную для мелких взяточников статью 575 из Гражданского кодекса предлагается исключить. Это значит, что никаких подарков врачи, учителя, воспитатели в детсадах и нянечки в домах престарелых получать на законных основаниях от своих подопечных уже не смогут. В Следственном комитете полагают, что устранение подобного противоречия в законодательстве позволит не только значительно увеличить эффективность расследования громких коррупционных дел, но и вообще повлиять на ситуацию с мздоимством в стране.
Все подарки, которые получают официальные лица, можно разделить на три категории. Одни они обязаны сдавать государству, с других обязаны заплатить подоходный налог, а третьи могут сразу отвезти домой. Но между ними проходит довольно тонкая грань.
Намерения понятны, но предложение - это скорее всего из разряда самых простых решений, которые приходят в голову, но, к сожалению, они никогда не решают проблемы, в свою очередь, считает президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Что касается подарков, то их можно получить и в любой, не фиксированной непосредственно МРОТами форме. В частности, можно ли чиновника приглашать в ресторан? А если он пришел к предпринимателю на юбилей и выпил дорогое вино, то декларировать это или нет?» - риторически спросил Александр Шохин. «Когда идут в гости и покупают подарок, то исходят не из МРОТа, а из других соображений, например, из того, чем можно порадовать хозяина. «Вопрос и в том, что не все вещи поддаются оценке, а все дарящие подарки стирают ценники. Соответственно можно ввести норму, что если чиновнику даришь подарок, то должен прилагаться ценник и кассовый чек», - предположил президент РСПП, хотя декларирование любых подарков, превышающих определенную сумму, является, на его взгляд, «целесообразной мерой», существует опасность, что при модификации законодательства «можно дойти до гипотетически понятных конструкций, которые будут не реализуемы на практике».
Главное - это не прямые запреты, а, что более существенно, декларирование конфликта интересов, считает Шохин. «Можно не получать подарки, но принимать решения в ситуации, когда у того или иного лица, принимающего решения, есть конфликт интересов, то есть заинтересованность в предоставлении тех или иных преференций конкретной компании или структуре», - сказал президент РСПП, подчеркнув, что с точки зрения борьбы с коррупцией гораздо важнее разработка такой технологии постоянного декларирования возможных конфликтов по сделкам, которые находятся в ведении властей. Это нормальная инициатива, которую можно поддержать, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Однако более существенным, по его мнению, является сокращение самого объема полномочий чиновников с целью недопущения возникновения самих коррупциогенных ситуаций. «Стратегически более важно, чтобы были сокращены функции государства, а объем полномочий чиновников пересмотрен в сторону уменьшения, так как понятно, что чем он больше, тем больше им несут подарки», - сказал эксперт, отметив, что основным средством борьбы с коррупцией является уход государства из тех сфер, где его присутствие является излишним.