Цены на нефть штурмуют новые максимумы, а ОПЕК+ лишь подливает масла в огонь. Тем временем на рынке газа крупные игроки капитулируют, получая огромные убытки из-за ошибки в стратегии.

Цены на нефть взлетели до нового трехлетнего максимума после решения ОПЕК+. Стоимость североморской смеси Brent превысила 81 доллар и в моменте вплотную приблизилась к отметке в 82 доллара. Последний раз такие цены можно было видеть осенью 2018-го года. Американская WTI превышала 78 долларов, и - это максимум с 2014-го.

Рынок энергоносителей сейчас находится в центре внимания, а понедельник и вовсе был ключевым - все ждали встречи ОПЕК+, которая теперь проходит на ежемесячной основе.

К слову, в этот раз впервые за несколько месяцев все прошло гладко и без каких-либо разногласий и задержек. Меньше чем за час министры 23 стран согласовали решение придерживаться принятого еще в августе плана - наращивать добычу на 400 тысяч баррелей в сутки каждый месяц до апреля 2022 года. Хотя, стоит отметить, что по данным информагентств со ссылкой на источники, рассматривался также вариант увеличения добычи на 800 тысяч баррелей в ноябре и отсутствия изменений в добыче в декабре.

Некоторые эксперты действительно ждали от ОПЕК+ большего увеличения добычи, учитывая ситуацию на энергетических рынках. Да и по оценкам ОПЕК рынок остается дефицитным - по расчетам картеля, в этом году спрос на нефть превысит мировые поставки более чем на миллион баррелей в сутки. Это приведет к сокращению запасов в хранилищах на 405 млн баррелей.

Иными словами, в такой ситуации страны-экспортеры нефти вполне могли пойти на гораздо более значительное увеличение добычи, тем более, что высокие цены на энергоносители крайне негативно влияют на состояние мировой экономики и лишь усиливают инфляционное давление.

Пока же ситуация с ценами развивается согласно свежим прогнозам крупнейших инвестбанков. В Bank of America полагают, что цены на Brent в случае холодной зимы достигнут 100 долларов, Goldman Sachs недавно повысил свой прогноз до 90 долларов, а в Morgan Stanley дают чуть более скромную оценку - 85 долларов.

Впрочем, как уже ранее отмечалось, ралли на рынке нефти во многом является следствием взрывного роста цен на рынке газа - в Европе цена уже перевалила за 1200 долларов за тысячу кубометров - потребители ищут альтернативу, поэтому скупают уголь и нефть.

Но самое интересное, что от высоких цен на газ страдают не только потребители, но и сырьевые трейдеры.

Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на свои источники, у крупнейших игроков рынка Glencore, Gunvor, Trafigura и Vitol начались крупные маржин-коллы - они занимали короткие позиции во фьючерсах на газ. То есть, убытки по этим позициям превышают допустимые границы, и компаниям приходится привлекать дополнительное финансирование, в противном случае им придется терпеть крупные убытки, которые оцениваются в сотни миллионов долларов.

Суть стратегии довольно проста. Когда цены на природный газ в Европе выросли во втором квартале, они оказались значительно выше по сравнению с ценами на природный газ в США. Это и побудило трейдеров инициировать стратегию продажи европейского газа и покупки американского газа в надежде на сокращение спрэда.

Последние 12 лет такой подход не нес в себе особых рисков и приносил прибыль. Однако сейчас ситуация исключительная, и цены на газ в Европе растут с невиданной скоростью, а показатель ожидаемой волатильности достиг абсолютных максимумов.

Добавим, что в конце 2018 года, когда в прошлый раз наблюдался мощный рост цен на газ и нефть, также не обошлось без сообщений о том, что какие-то фонды и трейдеры испытывали серьезные проблемы, занимая короткие позиции.