Например, когда оканчивается гарантийный срок для сезонных товаров? И многие другие вопросы.

Попалась просрочка или товар с дефектами

Можно либо отказаться от товара (кроме сложной техники) и вернуть деньги, либо потребовать замену, либо потребовать соразмерное уменьшение его цены, разъяснили в Госдуме. Это право дают статья 503 Гражданского кодекса и статья 18 Закона «О защите прав потребителей». При возврате денег продавец не может удерживать сумму, на которую понизилась стоимость товара при его частичном использовании или из-за потери товарного вида.

В какой срок можно обратиться с претензией

Гарантийный срок начинается с того момента, как товар оказался у покупателя. Но для сезонных товаров есть особенность — их гарантийный срок и срок службы исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, который определяется властями регионов. Например, в Пензенской области установлено, что с 15 марта начинается весна, с 1 мая — лето, с 1 сентября — осень, а с 1 ноября — зима. В Москве немного иначе — весна начинается с 1 марта.

Если срок гарантии не установлен, то можно предъявить претензию в пределах двух лет с того дня, как товар получен (если не оговорен более долгий срок).

Постгарантийный период  

Если гарантия на товар меньше двух лет, и недостатки обнаружены после того, как она закончилась, но в пределах двух лет, все равно можно предъявить требования продавцу, изготовителю или импортеру, но только если доказано, что недостатки эти возникли до покупки или по причинам, которые возникли до передачи товара вам.

Чек потерян

Отсутствие у покупателя товарного или кассового чека не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя.

На ценнике одна цена, в чеке другая

Так магазину делать нельзя. По закону он обязан менять ценники на актуальные вовремя. Продажа товара с нарушениями влечет штраф до 30 тысяч рублей.

Нужный товар не купить без покупки другого

Это незаконно. Иногда так делают, когда продают страховые продукты. Но законом запрещено обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных.

Передумал

Любой товар, в котором есть недостатки, можно обменять или вернуть. Вместе с тем, если покупатель просто передумал, от большей части покупок также можно отказаться в течение 14 дней без объяснения причин. Но – если товары не были в употреблении и сохранили свои свойства, а у покупателя есть доказательство приобретения у конкретно этого продавца. Можно обменять товар или вернуть деньги. Это прописано в статье 502 Гражданского кодекса и в статье 25 закона «О защите прав потребителей».

Можно ли вернуть то, что куплено через интернет?

Да. Исключение составляет товар, который сделан по индивидуальным параметрам (например, сшитая на заказ одежда, брелок с персональной дарственной надписью, кухня по индивидуальным меркам).

Обменять/вернуть товар, купленный через интернет, можно в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю без объяснения причин (пункт 4 статьи 26.1 закона о защите прав потребителей). Отказаться от заказа до момента доставки можно в любое время.

Какие товары нельзя вернуть:

  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (например, медицинские приборы, средства гигиены полости рта, лекарственные препараты и так далее);
  • предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки и так далее);
  • парфюмерно-косметические товары;
  • текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, ленты, тесьма, кружево и другие); 
  • провода, шнуры, кабели; 
  • строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и так далее) и другие товары, отпускаемые на метраж;
  • белье, чулочно-носочные изделия;
  • товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.

Список большой — с полной версией ознакомьтесь здесь.

Когда вернут деньги?

Продавец обязан вернуть деньги (или возместить расходы на ремонт) в течение 10 дней со дня предъявления претензии. За каждый день задержки выполнения требования продавец (импортер или изготовитель) должен будет заплатить неустойку в размере одного процента от цены товара.

Заменить товар продавец обязан в течение семи дней, а если нужна дополнительная проверка качества товара продавцом, то в течение 20 дней. Если у продавца на момент обращения нет нужного для замены товара, то срок увеличивается до месяца.

Продавец идет в отказ

Обратитесь в Роспотребнадзор, здесь есть телефоны и другие контакты. Если это не даст эффекта, то обращайтесь в суд. Если дело дойдет до суда и вы выиграете процесс, изготовитель (исполнитель, продавец, импортер и т. д.) заплатит штраф в размере 50% от суммы, присужденной вам. Моральный вред вам по закону тоже могут компенсировать — сумму выплаты определит суд. Она не связана с размером возмещения имущественного вреда.