С трудом можно представить, какие суммы ежедневно перетекают между счетами обычных граждан нашей страны. Безусловно, какая-то доля отправленных денег уходит «не туда» - не тому пользователю, а то и вовсе по несуществующим реквизитам. Если вы по ошибке отправили средства на неверный счет, отчаиваться не стоит. Своевременное решение проблемы поможет их вернуть.

Разбираемся в ситуации вместе с Михаилом Китаевым финансовым экспертом портала InterCredit.ru

Главное – поторопиться!

Если вы обнаружили ошибку, действуйте незамедлительно. Позвоните на горячую линию банка и попросить аннулировать платеж. Если перевод еще не исполнен, банк отменит его.

Многие попадают в ситуации, когда заниматься денежными переводами надо, а обстоятельства особо не располагают. Вот представьте – вы стоите на кассе магазина, оплачиваете покупки картой и вдруг терминал выдает ошибку, сигнализируя о нехватке средств на счете. Ситуация неловкая. Вы спешно достаете телефон, чтобы пополнить баланс с другого счета, загружаете мобильное приложение, вспоминаете пароль, ждете Интернет-соединения…Народ в очереди уже недовольно смотрит на вас, а вы готовы сквозь землю провалиться… Стоит чуть поторопиться, и вот! Перевод выполнен неверно.

Еще более оптимистичной выглядит ситуация, когда финансы отправлены по несуществующим реквизитам. Списанные с вашего счета деньги останутся в банке для уточнения платежа. В течение пяти дней вы вправе посетить отделение банка и предоставить верные реквизиты. А если банк не получит корректное назначение перевода, просто через пять дней вернет его назад.

Что делать, если перевод исполнен

При использовании системы моментальных платежей алгоритм действий несколько иной, ведь деньги моментально поступают на счет.

Попробуйте связаться с человеком или юридическом лицом, к которому поступили ваши деньги и объяснить ситуацию. Ведите диалог открыто, без угроз и не вызывая подозрений (ведь людям часто последнее время звонят мошенники). Вполне возможно, что случайный адресат добровольно отправит средства назад.

Стоит уточнить, что банк в данном случае не виноват, ведь это вы указали неверные реквизиты, а финансовая организация лишь исполнила ваше поручение.

Если деньги поступили юридическому лицу

Если вы случайным образом пополнили баланс юридического лица, шансы вернуть перевод достаточно высоки. Что нужно делать в этой ситуации:

  1. Обратитесь в банк и попытайтесь выяснить название организации, куда отправились средства.
  2. Получите копию платежного поручения.
  3. Для организации – получателя составьте заявление о возврате средств, приложив копии документов. Вручите весь пакет лично сотрудникам компании или отправьте письмом с уведомлением.

Если дело дошло до суда

Никто не застрахован от ситуации, когда адресат отказывается добровольно компенсировать ваши потери. Не падайте духом – закон на вашей стороне. Обратившись в суд, ссылайтесь на ст. ст. 1102 ГК Российской Федерации — «неосновательное обогащение».

В суде вы должны будете подтвердить факт ошибочного перевода и приложить копии документов. Вы это сможете сделать, сотрудничая с банком. А вот у второй стороны никаких доказательств не будет, поэтому суд встанет с большой долей вероятности на вашу сторону.

Судебная компенсация

Судебные тяжбы – процесс скорее неприятный и утомительный. Компенсировать ваши траты времени и сил можно, если вы заявите о взыскании судебных расходов с ответчика. Помимо того, что на сумму перевода суд может добавить дополнительные проценты, исходя из ключевой ставки ЦБ РФ, так еще и вынести решение о компенсации ваших судебных расходов.

Все процедура с момента подачи иска до вынесения решения занимает, как правило, не больше трех месяцев. Но, как бы то ни было, постарайтесь договориться с получателем перевода мирно – так будет проще и быстрее. А в следующий раз тщательнее сверяйте реквизиты.

Неверный перевод в мобильном приложении

В онлайн-банкинге отменить перевод просто. В личном кабинете есть кнопка для аннулирования перевода. Но это актуально, если сумма еще не списалась с баланса.

Если вы видите статус платежа «в работе», это значит, что сумма еще не дошла до адресата. Успев отменить операцию, вы увидите слово «отозвано». После этого деньги останутся на вашем счете. Можно повторно осуществить перевод, но уже с верными реквизитами.

Если вы слишком поздно заметили ошибку и баланс уже уменьшился, обратитесь в банк с заявлением о возврате средств.

Важный момент – если вы оплачивали долг по займу и отправили деньги не туда, не забывайте о своих обязанностях перед кредитором. Если у вас нет дополнительных сбережений, чтобы еще раз внести платеж, обязательно свяжитесь со службой поддержки кредитной организации и поясните ситуацию, приложив сканы, чеки, переписку с банком и др. Это поможет вам найти оптимальный выход из ситуации и не испортить свою кредитную историю ошибочным платежом.