На этой неделе практически не было дня, когда бы мы не писали про обновления к американским стандартам от FASB, проявляющего чудеса активности. Пятница исключением не стала: спешим сообщить о вчерашнем очередном обновлении к стандартам US GAAP, уточняющим руководство по признанию выручки в зависимости от того, относится ли организация к принципалам или же агентам.

Отметим, что американский разработчик работает по этому проблемному аспекту не в первый раз. А буквально три месяца назад FASB и Совет по МСФО проводили совместные обсуждения и оговорили на них изменения, которые должны устранить практические расхождения. Среди прочего, более четко было сформулировано определение: организация является принципалом, если она контролирует специфицированный товар или услугу, пока данный товар или услуга не переданы потребителю. В то же время организация относится к агентам, если у нее нет контроля над товаром или услугой до их передачи клиенту.

Основной задачей сегодняшнего обновления к стандартам из раздела (Topic) 606 “Выручка по договорам с клиентами” является прояснение руководства по теме разграничения принципалов и агентов по следующим четырем нюансам:

  1. Организация определяет свою принадлежность к принципалам или агентам по каждому специфицированному товару/услуге, обещанному клиенту. Впрочем, это может быть не отдельный товар или услуга, а, как вариант, их набор. Если договор с клиентом оговаривает больше одного товара или услуги, может оказаться так, что организация будет принципалом по одним, но агентом по другим.
  2. Организация определяет природу каждого специфицированного товара или услуги (т.е. является ли это, собственно, товаром, услугой или же правом на товар или услугу).
  3. Если еще одна сторона участвует в доставке товара или услуги клиенту, организация, являющаяся принципалом, получает контроль: (a) над товаром или другим активом этой другой стороны, который позволяет ей контролировать процесс доставки специфицированного товара клиенту этой стороной от имени принципала, (b) право на услугу, которое позволяет ей контролировать процесс оказания этой другой стороной специфицированной услуги клиенту от имени принципала, (c) товара либо услуги другой стороны, которые вторая сторона комбинирует с другими товарами или услугами для доставки специфицированного товара или услуги клиенту от имени принципала.
  4. Задачей индикаторов, указанных в параграфе 606-10-55-39, является помощь с оценкой контроля. Изменения в параграфе 606-10-55-39A проясняют, что индикаторы могут быть более либо менее подходящими для оценки контроля, и что один или даже более индикаторов могут быть не столь убедительными в зависимости от сложившихся обстоятельств. 

Изменения в рамках обновления затрагивают прежнее руководство ASU No. 2014-09, которое даже еще не вступило в силу. Следовательно, дата вступления в силу сегодняшних изменений – та же, что и в случае с ASU No. 2014-09. Напомним, что своим решением в августе прошлого года FASB отложил ее ровно на один год.

Подробнее (ASU 2016-08)