Прошлогоднее принятие Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» стало прорывом для правительственной программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами (МСФО). Согласно закону такую отчетность должны будут предоставлять все публичные организации, акции которых котируются на фондовых биржах. Кроме того, закон распространяется на все кредитные и страховые компании. Этих изменений ждали еще с конца 90-х гг., но потребовалось более десяти лет, чтобы перейти к конкретным действиям. Конечная цель — применение МСФО в России — остается.
Сегодня российские компании можно разделить на три условных кластера. Одни уже сейчас составляют консолидированную отчетность по международным стандартам. Вторые в теме, но необходимость МСФО осознали еще не в полной мере. Наконец, третья группа пока имеет слабое представление о МСФО и не понимает специфики стандартов в деталях. В столичном регионе больше компаний из первого и второго кластеров, в то время как в регионах доля таких компаний ниже. Если суммарно, то по международным стандартам отчитывается всего чуть более четверти крупных организаций страны.
Но процесс идет. Число компаний, перешедших на МСФО, растет год от года. То, что для серьезных бирж международная отчетность — давно азбучная истина, понимают все эмитенты, вне зависимости от адреса их головного офиса. Но даже если компания не является участником фондового рынка, банки и крупные кредиторы зачастую просят ее представлять отчетность именно по стандартам МСФО. Такое же условие выдвигают российским клиентам многие крупные иностранные поставщики.
Однако МСФО — инструмент более универсальный. Я часто вижу, что собственники и руководители компаний считают такую отчетность хорошей возможностью объективно взглянуть на свой бизнес, оценить реальное положение дел на предприятии. Аудит по МСФО дает основу для качественного анализа результатов деятельности.
Другая побудительная причина — мысль о возможном удешевлении денежных ресурсов: и иностранных инвестиций, и заемных банковских средств. Этот фактор значим не только тогда, когда планируется самостоятельный выход на внешний рынок капитала. Российские «дочки» иностранных банков тоже более восприимчивы к международной отчетности заемщиков. Ну и не секрет, что зарубежные инвесторы больше доверяют стандартам МСФО.
В этом году законодатель принял положение о признании МСФО. Каждый документ будет проходить отдельную экспертизу, чтобы понять, насколько он применим в России. И лишь после экспертизы и утверждения Министерством финансов РФ такой документ станет обязательным для применения. Я разделяю точку зрения, что, прежде чем закрепить обязательное применение МСФО, необходимо адаптировать стандарты к российским реалиям. Например, один из самых тяжелых для восприятия стандартов — по финансовым инструментам, в частности по деривативам, потому что деривативы у нас исторически не были широко распространены.
В переходе российских компаний на МСФО может быть интересен опыт других стран, скажем, Канады. Там регулирующий орган определил формальные шаги, которые должны выполняться на уровне компаний. Например, разработка новой учетной политики, организационные мероприятия, составление переходного бухгалтерского баланса и т. д. При этом официальная отчетность публичных компаний включала информацию о выполнении этих шагов. Такой опыт полезен для России: он способствует формированию института корпоративного управления.
В целом переход на МСФО — сложный процесс, требующий существенных перемен в работе бухгалтерских служб, изменения учетной политики, информационных систем бухучета и т. д. В законе предусматривается подготовка консолидированной финансовой отчетности по МСФО публичными компаниями. Между тем многие российские организации уже перешли на эти стандарты. Яркие примеры в Свердловской области — ТМК, концерн «Калина», торговая сеть «Монетка», предприятия «УГМК-Холдинга» и Русской медной компании. В ряде отраслей ни бизнес, ни аудиторы, ни инвесторы не почувствуют значительного изменения климата — они в этом климате уже живут.
Андрей Ким управляющий партнер Уральского регионального центра КПМГ в России и СНГ