Раскрываются вопросы создания системы государственного регулирования бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерских и аудиторских услуг в соответствии с международными стандартами.

Международные стандарты финансовой отчетности

Как известно, МСФО представляют собой единый набор всемирных стандартов финансовой отчетности. Целью финансовой отчетности является представление соответствующей информации о финансовом положении организации, ее финансовых результатах и движении денежных средств, полезной широкому кругу пользователей для принятия ими правильных экономических решений.
Иными словами, речь идет о сборе, подготовке и представлении финансовой информации не в процессе ведения бухгалтерского учета по каждой финансовой операции с применением строго регламентированных бухгалтерских записей, а по результатам финансовой деятельности организаций за отчетный период для отражения этой информации в новой отчетности.
Таким образом, ведение бухгалтерского учета или счетоводства не определяется МСФО и, как следствие этого, находится за пределами требований этих стандартов, продолжая в то же время оставаться информационной базой составления новой финансовой отчетности.
Для достижения указанной цели бухгалтеры конкретной организации, составляющие финансовую отчетность, имеющие концептуальные знания и навыки о применении этих стандартов, предоставляя бухгалтерские услуги, как правило, ведут бухгалтерский учет финансовых операций с использованием бухгалтерских записей (проводок), которые разрабатываются и впоследствии принимаются учетной политикой этой организации.
Как показали первые итоги представления финансовой отчетности в соответствии с МСФО, в настоящее время наблюдается отсутствие у бухгалтеров основополагающих знаний, а также навыков применения этих стандартов при ее составлении. Как следствие этого, наблюдается большая потребность в подготовке специалистов по ведению финансового учета, предоставлению качественных бухгалтерских и аудиторских услуг.
Учитывая данный фактор, а также вступившие в силу сроки представления финансовой отчетности, министерством финансов были подготовлены комментарии в виде сравнительной таблицы по основным финансовым операциям с применением старого и нового плана счетов бухгалтерского учета, а также бухгалтерских проводок, утвержденных на базе традиционного (старого) и разработанных на концептуальной основе вступившего в силу (современного) бухгалтерского учета.
Впоследствии была разработана инструкция по организации и ведению бухгалтерского учета в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета для бюджетных организаций с применением нового плана счетов, а также бухгалтерских записей в соответствии с требованиями, установленными данными стандартами.
Проведенные мероприятия обеспечили в целом представление новой финансовой отчетности бюджетными организациями.
В целях приобретения и улучшения практических навыков, а также качественных результатов на местах при подготовке новой финансовой отчетности необходимо ускорить с последующим совершенствованием работы, связанные с внедрением регламентированного, единого для соответствующих категорий субъектов бухгалтерского учета финансовых операций с применением бухгалтерских записей (проводок).

Качество бухгалтерских и аудиторских услуг

Уровень качества бухгалтерских и аудиторских услуг, предоставляемых профессиональными российскими организациями, остается невысоким. Вместе с тем в сравнении с первым этапом реформирования системы национального бухгалтерского учета в настоящее время, а именно на втором этапе, наблюдается определенное улучшение деятельности этих организаций.
В условиях кризиса, продолжающего ограничивать сферу деятельности ряда предприятий и организаций, рынок по оказанию бухгалтерских услуг представляет определенный интерес для предприятий, стремящихся стабилизировать и впоследствии улучшить свое финансовое положение.
Однако определенная неразвитость рынка и отмеченное стремление не всегда способствуют качественному выполнению работ, оказанию услуг, включая бухгалтерские и аудиторские.
Так, существующие методологические проблемы составления финансовой отчетности обусловлены неадекватностью или сложностью применения на практике требований данных стандартов. Эти требования, установленные концептуальными основами международных стандартов или конкретно отдельными соответствующими стандартами, характеризуются различными толкованиями, оценками и содержат множество несоответствий и противоречий.
Таким образом, условия конкуренции между организациями за рынки бухгалтерских услуг при отсутствии системы государственного регулирования (надзора) за деятельностью профессиональных организаций предопределили сложившееся в настоящее время состояние подготовки и представления финансовой отчетности.
Создание министерством финансов законодательной системы по осуществлению государственного регулирования в сфере бухгалтерского учета и другими органами исполнительной власти, а также структурами, осуществляющими надзор в рамках переданных законодательством полномочий в целях обеспечения скоординированных действий по качественному представлению новой финансовой отчетности, продолжается.
Проблемы формирования и развития системы государственного регулирования (надзора) качества финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами обусловлены отсутствием общепринятых концептуальных подходов в этом направлении с установлением ответственности за представление финансовой отчетности всеми заинтересованными сторонами.
Практика представления финансовой отчетности предприятиями и организациями показала, что в ряде случаев эта отчетность не соответствовала международным стандартам, однако была подтверждена положительным аудиторским заключением.
В соответствии с законом Об аудите, включая внесенные изменения и дополнения, независимые аудиторы оказывают одновременно услуги по ведению бухгалтерского учета, а также аудиторские услуги по проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций с представлением аудиторского заключения о соответствии финансовой отчетности международным стандартам. Палата аудиторов наряду с лицензированием аудиторской деятельности осуществляет аудит аудиторских компаний, что, как известно, не соответствует сложившимся общепринятым в мировой практике концепциям применения аудита. В итоге отсутствие контроля за проведением аудита приводит к низкому качеству этих услуг, мешает подготовке финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.
Реформирование системы национального бухгалтерского учета предполагает выделение значительных финансовых ресурсов, включая переподготовку кадров по обучению специалистов основам финансового учета, услуги по подготовке финансовой отчетности с применением трансформации или конверсии, а также разработку и внедрение программного обеспечения в целях автоматизации ведения финансового учета с приобретением соответствующих технических средств и технологий, которые бывают обременительными, что, в свою очередь, является немаловажным фактором некачественной подготовки и представления новой финансовой отчетности.
Решение проблем по подготовке и представлению финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов, по мнению автора, связано с созданием эффективной системы государственного регулирования бухгалтерского учета с привлечением всех заинтересованных сторон, участвующих в применении этих стандартов в рамках переданных законодательством этим сторонам соответствующих полномочий и обязательств.