Активизация государственного вмешательства в экономику стран Европы означает, что бизнес реагирует на новые формы регулирования и изменения, введенные в целях восстановления доверия к финансовой системе. То, как разворачиваются события на рынке капитала, означает, что компании вынуждены бороться за выживание.

При этом перед комитетами по аудиту стоит крайне важная задача обеспечить решение других вопросов, чтобы помочь компаниям избежать рисков, связанных с несоблюдением законодательных требований. Согласно результатам инициированного Ernst & Young и проведенного Tapestry Networks исследования актуальных задач, стоящих перед комитетами по аудиту европейских компаний, комитеты по аудиту не готовы к масштабам новых рисков.

 Руководитель аудиторской практики Ernst & Young в регионе EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка) Паскаль Мачиоче отмечает: "На макроэкономическом уровне лидеры стран "Большой двадцатки" инициировали масштабные изменения не только в рамках финансовой системы, но и в целом ряде других областей. Это означает, что многочисленные изменения коснутся не только порядка ведения бизнеса компаниями внутри отдельной страны, но и, что еще более важно, осуществления международных операций".

 "Результаты нового исследования демонстрируют, что руководители комитетов по аудиту сильно недооценивают серьезность связанных с несоблюдением законодательных требований рисков, угрожающих европейским компаниям, в особенности тем из них, которые действуют в международном масштабе. В настоящее время руководители комитетов по аудиту применяют ограниченный подход к определению размеров рисков в области несоблюдения нормативных требований. Комитеты по аудиту должны более широко подходить к вопросу о том, что государственное вмешательство в экономику - как на национальном уровне, так и в масштабах "Большой двадцатки" - значительно увеличивает существующие риски в области несоблюдения законодательных требований. Данные риски будут расти до тех пор, пока практика применения новых требований не закрепится как на национальном, так и на международном уровне", - подчеркивает Паскаль Мачиоче.

 По мнению респондентов, чтобы быть в курсе важных изменений, компаниям следует более тесно взаимодействовать с местными налоговыми, регулирующими и законодательными органами, а также внимательно следить за сообщениями Европейской Комиссии.

 Пытаясь вернуть бюджетные средства, потраченные на реализацию антикризисных программ, и сгладить последствия снижения налоговых поступлений в результате вызванных кризисом роста безработицы и уменьшения уплачиваемых компаниями налогов на прибыль, налоговые органы европейских стран ужесточают контроль за исполнением законодательных требований. Жесткий подход применяется не только в случае налогового мошенничества, но и при спорах в отношении фактической суммы налогов, причитающихся к уплате согласно действующему налоговому законодательству. Участники исследования прогнозируют рост числа и оперативности налоговых проверок, увеличение штрафов и более тщательное изучение налоговыми органами схем трансфертного ценообразования, что, в свою очередь, потребует усиления контроля в отношении налоговых стратегий и налоговых рисков компаний со стороны комитетов по аудиту.

 В ближайшие несколько лет респонденты ожидают усиления надзора за исполнением закона о конкуренции в Европе и США и сходятся во мнении, что контроль за соблюдением компаниями законодательных требований должен стать для комитетов по аудиту первоочередной задачей. 2009 год стал годом рекордных штрафов: в мае в рамках антимонопольного разбирательства Европейская Комиссия наложила на компанию Intel беспрецедентный штраф в размере 1,1 млрд евро. Респонденты прогнозируют дальнейший рост штрафов и со временем существенное увеличение затрат на судебные разбирательства по гражданским искам в Европе.

 "Компаниям не следует расслабляться. Комитеты по аудиту должны совершенствовать процессы контроля за соблюдением законодательных требований и укреплять отношения с регулирующими органами. В этой ситуации представляется разумным внедрить надежную систему контроля за соблюдением законодательных требований, протестировать ее и вступить в открытый активный диалог с регулирующими органами", - говорит П.Мачиоче.

 Компании, осуществляющие или планирующие деятельность на развивающихся рынках, не должны забывать о рисках, связанных с несоблюдением законодательных требований. Это особенно актуально в свете введенных "Большой двадцаткой" антикоррупционных правил.