С прицелом на "валютных" ипотечников предлагается подправить понятие форс-мажора в ГК

Несколько депутатов внесли в Госдуму законопроект № 329665-7, предусматривающий поправку в Гражданский кодекс. Предлагается оговорить, что федеральными законами может устанавливаться перечень конкретных обстоятельств непреодолимой силы. В конечном итоге эта мера нацелена на возможность вписать в закон об ипотеке такие форс-мажорные обстоятельства, как экономический кризис, изменение валютного курса, существенная девальвация национальной валюты.

В настоящее время часть 3 статьи 401 ГК устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательство при ведении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Нынешняя редакция данной нормы уточняет лишь, что речь идет о чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Новшество позволит законодателю для каких-либо конкретных сфер расширять стандартный набор форс-мажорных обстоятельств. В первую очередь, авторы законопроекта намерены подправить закон об ипотеке с тем, чтобы освободить "валютных" ипотечников от их обязательсв. Распространить новшество предлагается на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2014 года, поскольку именно конец 2014 года ознаменовался либерализацией курсов валют.

В связи с этим остается непонятным ряд вещей. Во-первых, кто и как будет устанавливать критерии отнесения экономических процессов к кризису, кто и как будет определять, какая именно девальвация является существенной. Во-вторых, прописав такое форс-мажорное обстоятельство, как "изменение валютного курса", можно прийти к прощению долга любому, кто взял ипотечный кредит в валюте, при любых малейших колебаниях курса, причем, при его изменениях в обе стороны. В-третьих, не ясно, что авторы хотят иметь в виду под "правоотношениями, возникшими с 1 сентября 2014 года" - ведь в общепринятом смысле это означало бы прощение долгов только тем, кто взял кредит после указанной даты, и тогда данное законотворчество не достигнет своей цели.


Источник : Audit-it.ru