Минфин оценил разовый «шок инфляционных ожиданий» от налогового маневра

Министерство финансов определило положительные и отрицательные эффекты трех вариантов предлагаемого «налогового маневра», предусматривающего снижение ставки страховых взносов и увеличение ставки НДС, рассказал RNS источник, знакомый с ходом обсуждения этого вопроса. 

По его данным, расчеты приводились на совещании, посвященном обсуждению вариантов налогового маневра, которое прошло на текущей неделе. 

Среди вероятных отрицательных последствий выделено ускорение инфляции на 0,45-0,65 процентных пункта на каждый пункт повышения НДС и «отклонение выпуска от потенциального уровня вследствие реакции ДКП на шок инфляционных ожиданий» на 0,5 – 0,87 п.п.

Сейчас стандартная ставка НДС составляет 18%, а страховых взносов – 30%. Ведомство просчитало инфляционный эффект для трех вариантов маневра – 21/21, 21/22 и 22/22. Инфляционный эффект при повышении НДС на один процентный пункт в первом варианте составит 0,46 п.п., во втором – 0,48 п.п., в третьем – 0,65 п.п. Таким образом, в первых двух вариантах совокупный инфляционный эффект составит 1,37, 1,45 и 2,61 п.п. 

При цели ЦБ по инфляции в 4% это будет означать значительное ускорение. Совокупный инфляционный эффект просчитывается из прямого эффекта (повышательный при росте НДС и понижательный – при уменьшении страховых взносов), а также эффекта инфляционных ожиданий.

Значительная часть инфляционного эффекта будет носить «разовый» краткосрочный характер, говорит источник. Компенсировать его можно за счет экономии на страховых взносах и заблаговременной реакции денежно-кредитной политики. Вследствие «реакции ДКП на шок инфляционных ожиданий» ВВП может замедлиться на от потенциального уровня на 0,51, 0,53 и 0,87 процентных пункта, рассказывает источник о расчетах Минфина.

При этом ведомство признает, что маневр приведет к усугублению несбалансированности внебюджетных фондов – трансферт в Пенсионный фонд придется увеличивать. Причем, маневр предусматривает унификацию налоговой базы для страховых взносов, то есть ликвидацию существующих порогов. Сейчас с зарплат свыше 796 тыс. руб. в год взимается дополнительно 10% с превышения этой суммы в Пенсионный фонд. Унификация налоговой базы со снижением тарифа снизит нагрузку на ФОТ для 98% официально зарегистрированных работников, говорит источник. Повышение нагрузки будет только для 2% высокооплачиваемых работников: на 2 п.п. с зарплатами до 200 тыс. руб.

Налоговый маневр будет иметь нейтральный прямой бюджетный эффект, говорит источник. Кроме того, ожидаются «побочные» положительные эффекты от повышения темпов роста от обеления находящихся в «тени» предприятий и от повышения темпов роста экономики. Среди других позитивных моментов: выравнивание конкурентных условий между белыми и серыми секторами, повышение потенциала экономики, возможность «обеления» без катастрофических последствий для эффективности ведения бизнеса, повышение ценовой конкурентоспособности экспортеров и конкурирующих с импортом предприятий.

В Минфине на момент публикации материала не ответили на запрос RNS.

О том, что вариант налогового маневра 21/21 (с вариантами 21/22 22/22) предложило Минэкономразвития, ранее писала газета «Ведомости». На Российском инвестиционном форуме в Сочи министр финансов Антон Силуанов заявил, что данное предложение с Минфином не прорабатывалось. Вице-премьер Ольга Голодец предупредила о негативных экономических и социальных эффектах данного шага.


Источник : RNS