В банке "Замоскворецкий" обнаружились новые махинации

О ситуации с вкладами в банке "Замоскворецкий", лишенном лицензии 23 июня, "Ъ" рассказали участники рынка. "Возврат значительной части средств граждан под вопросом: деньги привлекались под высокие непубличные проценты — порядка 2% в месяц, или 25% в год, не отражаясь по большей части в отчетности, а потом выводились",— говорит один из собеседников "Ъ". "На этом специализировался допофис банка в Даевом переулке, ставки по вкладам в остальных были на среднем уровне",— уточняет другой. "Этот допофис принимал средства от населения мимо кассы, не передавая их в "голову"",— подтверждает еще один источник "Ъ". По его словам, с ситуацией разбирается временная администрация ЦБ, реестра вкладчиков еще нет. Но, по данным "Ъ", еще до появления реестра во временную администрацию уже поступило около десяти обращений вкладчиков, интересующихся судьбой своих денег, в других отделениях подобных случаев пока не выявлено.

Пытаться удостовериться в существовании своих вкладов до начала выплат вкладчики стали после истории с Мастер-банком, Мособлбанком и банком "Огни Москвы", где у многих безвозвратно пропали, как им казалось, надежно размещенные средства. Но ситуация в "Замоскворецком" отличается от этих случаев.

В Мастер-банке (лицензия отозвана в конце 2013 года) так называемых VIP-вкладчиков вообще не было в реестре, а на руках у них были лишь некие нестандартные договоры — без приходников. Клиентам отказано в выплатах. В "Огнях Москвы" (лицензия отозвана в мае) ряд вкладчиков в реестре отсутствовали ввиду обнуления банком без их ведома сумм их вкладов, но документация о внесении ими денег в кассу банка сохранилась, шансы на возврат средств — тоже. В Мособлбанке было две базы данных — для явных и скрытых вкладов, банк был санирован. "В "Замоскворецком" же, как показал анализ обращений, вкладчики проходят по автоматизированной базе данных банка, но с размером вкладов в десять раз меньше, чем по имеющимся у них документам,— рассказывает один из источников "Ъ".— Куда делись остальные деньги, как был оформлен их вывод, пока сказать невозможно". Точный масштаб проблемы он оценить затрудняется: если все вклады в допофисе в Даевом переулке оформлялись так, то речь может идти о неучтенной сумме вкладов до 800 млн руб. Еще один собеседник "Ъ" называет сумму 1 млрд руб. То есть банк не отразил в отчетности вклады примерно на ту же сумму, которую показал.

В Банке России обсуждать ситуацию отказались: там не комментируют вопросы, связанные с банковской тайной клиентов банков. В АСВ, которое будет разбираться с такими вкладчиками по вопросу страховых выплат, тоже сообщили: "Без комментариев".

В такой ситуации достоверно проверить слова источников о нюансах происшедшего невозможно. Но если рассказанное ими соответствует действительности, получается, что от банка к банку ситуация с махинациями по вкладам усугубляется. Так, собеседники "Ъ" не исключают, что деятельность по привлечению VIP-вкладчиков допофис "Замоскворецкого" в Даевом переулке и вовсе мог развить независимо от головного офиса. "Что, впрочем, не оправдывает деятельность головного руководства банка, под управлением которого он в целом стал неплатежеспособным",— оговаривается один из них.

Кроме того, по словам источников "Ъ", VIP-вкладчиками были не только рядовые граждане, но и достаточно известные люди, в том числе члены сборной России по футболу. Телефоны представителей Российского футбольного союза вчера не отвечали. Источник в футбольном клубе "Динамо", шесть игроков которого входят в сборную России, сообщил, что по линии клуба его члены с подобными проблемами не обращались. "Впрочем, афишировать такую ситуацию, предварительно не попытавшись решить проблему по неофициальным каналам, например через депутатов, вряд ли кто-то захочет",— говорит один из собеседников "Ъ". Официально о проблеме не знают и в профильном комитете Госдумы по физкультуре и спорту. Его глава Игорь Ананских (фракция ЛДПР) заявил "Ъ", что в комитет никто из футболистов сборной России за помощью не обращался, но "если обратятся, то, конечно, поможем". Зампреду комитета по финансовому рынку Анатолию Аксакову также неизвестно об официальных обращениях.

Чьи бы деньги ни пропали в допофисе "Замоскворецкого" в Даевом переулке, причина одна. "Конечно, столь высокие ставки должны были насторожить вкладчиков, но, к сожалению, у нас до сих пор есть люди, которые склонны рисковать и использовать подобные предложения, чем и пользуются недобросовестные банкиры,— говорит партнер компании "Яковлев и партнеры" Игорь Дубов.— Если АСВ откажется выплачивать этим вкладчикам деньги, то им придется доказывать, что они действительно размещали эти вклады через правоохранительные органы в рамках уголовных дел о мошенничестве сотрудников банка".


Источник : Коммерсантъ