Кредитные истории не становятся доступнее: в законопроекте неожиданные изменения

Среди поправок ЦБ ко второму чтению законопроекта "О внесении изменений в ФЗ "О кредитных историях" и отдельные законодательные акты РФ" обнаружилась весьма неожиданная. Как рассказали "Ъ" источники, знакомые с ходом обсуждения этого законопроекта, ЦБ вдруг решил пойти навстречу участникам рынка, которых законопроект обязывал выдавать клиентам кредитные отчеты по месту нахождения бюро и в день обращения. В отправленных на днях в Минфин поправках больше нет указания на то, что клиент может получить отчет в любом офисе БКИ. Теперь лишь сказано, что клиент получает свой кредитный отчет в день обращения в бюро, а в ином случае (например, при направлении заявления по почте или получении через агентов) срок отправки отчета не должен превышать трех дней со дня получения запроса.

По закону, каждый гражданин имеет право раз в год бесплатно получить выписку из БКИ. Но сделать это зачастую достаточно сложно. В частности, в НБКИ клиентам, желающим получить историю бесплатно, придется дважды съездить за ней в город Дмитров. Только в этом офисе НБКИ выдает бесплатные отчеты. А клиентам бюро "Русского стандарта" на получение бесплатного отчета отводится строго оговоренное время в будние дни. Именно из-за жалоб клиентов в ЦБ и была придумана норма о выдаче бесплатных отчетов клиентам сразу и в любом офисе, рассказывали "Ъ" источники, близкие к разработке законопроекта.

По мнению экспертов, инициативу могли снять в обмен на то, что сами БКИ откроют доступные для приема физлиц офисы в Москве. Так, по словам директора по маркетингу Алексея Волкова, НБКИ планирует отказ от офиса в Дмитрове, "но сроков пока нет".

Эксперты считают, что в любом случае данная инициатива выгодна бюро, но не заемщикам. По мнению юриста компании "Яковлев и партнеры" Игоря Дубова, поправки фактически губят актуальную для заемщиков инициативу. "Если заемщика не примут по юридическому адресу организации, ему придется ехать в другой офис, вне зависимости от его местоположения,— рассуждает Игорь Дубов.— Труднодоступное расположение пункта приема физлиц — прямое нарушение прав физического лица".

Тем не менее Алексей Волков полагает, что поправки в новой версии напротив "уравняют" заемщиков из разных регионов в правах. Более того, по его мнению, поправки в предыдущем виде оказали бы экономическое давление на бюджет бюро: "БКИ нужно было бы создавать отдельную дорогостоящую структуру по обслуживанию физлиц". К тому же даже если бюро в будущем и обяжут оказывать услуги по месту нахождения, это мало что изменит для заемщиков, так как большая их часть живет не в Москве и будет вынуждена и далее пользоваться услугами агентов или платным доступом через интернет — либо получать бесплатный отчет почтой. Гендиректор БКИ "Экспириан-Интерфакс" Олег Лагуткин согласен с этим и добавляет, что единственным направлением снижения цены за запрос для большинства заемщиков-немосквичей может стать интернет: оплата запросов через интернет дешевле, чем комиссия агентов.

Впрочем, в самом ЦБ уверяют, что не планировали смягчать поправки для БКИ, одновременно ухудшая ситуацию для граждан. "Мы не планировали менять и не меняли курс на ужесточение контроля за соблюдением прав граждан на получение своей кредитной истории, озвученный при первом чтении поправок Госдумой,— сообщил зампред Банка России Михаил Сухов.— Право субъекта кредитной истории бесплатно получать раз в год свою историю в день обращения в любом подразделении БКИ должно быть, и если это право не обеспечивается или не до конца четко обеспечивается данной редакцией поправок, мы их доработаем". В Минфине получить комментарий не удалось.


Источник : Коммерсантъ