Банки стали разборчивее: в потребительском кредитовании ужесточаются требования к заемщикам

Вчера в "Вестнике Банка России" был опубликован обзор "Изменения условий банковского кредитования" за третий квартал. Он основан на результатах ежеквартального опроса 63 крупнейших банков РФ, на которые приходится свыше 80% кредитного рынка. В исследовании отмечается, что в целом доступность кредитов для населения несколько увеличилась. В то же время в сегменте потребительского кредитования отдельные банки продолжили ужесточать требования к финансовому положению заемщиков. В третьем квартале в ужесточении требований признались свыше 18% банков-респондентов (то есть 11 банков). Во втором квартале банков, закручивающих скоринговую модель, было меньше (12% респондентов, или 7 банков).

В частности, об изменении требований к заемщикам во втором квартале "Ъ" сообщил председатель правления банка "Связной" Евгений Давыдович. По его словам, за третий квартал объем выдачи кредитов новым клиентам уменьшился примерно вдвое. Старых, проверенных клиентов ужесточение практически не коснулось. "Наверное, теперь на рынке сложнее стало получить кредит людям без кредитной истории и тем, у кого она испорчена",— рассуждает господин Давыдович. Эту тенденцию подтверждают и в ОТП-банке, где меры по ужесточению требований к финансовому состоянию были приняты еще во втором квартале. "Если раньше клиент мог получить кредит, даже если допускал просрочку свыше 30 дней по ранее выданным кредитам, то теперь возможность получить новый кредит снизилась",— поясняет директор дирекции развития продуктов ОТП-банка Дмитрий Сапронов.

В Совкомбанке в результате "точечной настройки" скоринговой модели в третьем квартале (основные изменения у банка были во втором) клиенты даже с высоким скоринговым баллом не всегда могут получить новый кредит. "В частности, теперь мы отказываем всем клиентам в получении новых крупных кредитов, если прошло менее шести месяцев с момента получения ими первого кредита",— рассказывает первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский.

Впрочем, во многих банках, активных на рынке необеспеченного кредитования, отмечают, что были вынуждены ограничить раздачу кредитов направо и налево еще раньше. В частности, в банке "Восточный экспресс" ужесточили требования к заемщикам еще в начале первого полугодия текущего года, "когда появились первые признаки ухудшения качества заявок и портфеля, что привело к росту числа отказов по кредитам вдвое по сравнению с 2012 годом", отмечает директор по рынкам капитала банка "Восточный экспресс" Виктор Тимотин. В ДжиИ Мани Банке изменили требования еще в августе прошлого года, а теперь вносят коррективы по конкретным микросегментам. Банк стал в обязательном порядке проверять занятость заемщика и более пристально контролировать вопрос долговой нагрузки. "Мы сотрудничаем сразу с тремя крупнейшими БКИ и делаем агрегированную оценку долговой нагрузки потенциального заемщика. За счет этого у нас может быть больше отказов в кредитах, но зато качество портфеля продолжает улучшаться даже в эти времена",— радуется член правления ДжиИ Мани Банка Эльман Мехтиев.

В ХКФ-банке по-новому начали перестраивать систему управления рисками со второго квартала. По словам директора по маркетингу ХКФ-банка Евгения Сидорова, показатель одобрения кредитов по самым высокорискованным клиентам снизился вдвое. "Очевидно, что в этих условиях мы теперь разворачиваем бизнес-модель в сторону более качественных заемщиков, требовательных к процентной ставке и готовых в случае необходимости представить все документы. Поэтому доля экспресс-кредитов в портфеле банка будет снижаться",— отмечает он. По словам господина Сидорова, осознанное "торможение" портфеля связано как с общей закредитованностью населения, так и с последовательной политикой ЦБ по охлаждению рынка.


Источник : Коммерсантъ