Пенсионные фонды раскидывают сеть: приводить друзей в НПФ предлагается через интернет

В борьбе за новых клиентов негосударственные пенсионные фонды начали осваивать ранее несвойственные им маркетинговые приемы. В интернете появились предложения всем желающим привести в НПФ нового клиента и получить за это 500 руб.

Хотя за год активы пенсионных фондов увеличились на 368 млрд руб., НПФ продолжают работать над привлечением новых средств. Фонды активно используют интернет для расширения клиентской базы уже год, но до сих пор аутсорсинг в этой сфере ограничивался работой через агентов, с которыми НПФ заключает договоры. Теперь на сайте НПФ "Согласие" появилось объявление об акции "Пригласи друга". Для участия в акции необходимо ввести на сайте номер своего мобильного телефона и получить "уникальную ссылку", которую нужно отправлять друзьям и родственникам в возрасте от 25 до 47 лет, рекомендуя стать клиентом НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению. За каждого заключившего договор фонд обещает отправить участнику акции 500 руб. на телефон. Это же предложение размещено фондом и на сайте "Купи купон".

Использовать различные бонусы и призы для привлечения граждан в программы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) закон не запрещает. Однако участники пенсионного рынка говорят, что до сих пор с технологиями типа "приведи друга — получи бонус", реализуемыми через интернет, не сталкивались. "Пока сложно сказать, насколько эффективна программа, однако люди идут",— сообщил "Ъ" исполнительный директор НПФ "Согласие" Михаил Белоусов.

Закон "О негосударственных пенсионных фондах" запрещает НПФ "предлагать какие-либо выгоды застрахованному лицу в целях заключения договора об обязательном пенсионном страховании". В сообщении на сайте "Согласия" подчеркивается, что предложение распространяется именно на договоры НПО, то есть нарушения закона здесь нет. "Хотя наш фонд специализируется на обязательном пенсионном страховании, в этом году мы решили запустить программу по привлечению клиентов в рамках негосударственного пенсионного обеспечения",— поясняет господин Белоусов. По его словам, в высылаемый участнику программы пакет документов входят договор НПО и анкета.

Стремление пенсионного фонда, имеющего возможность работать с накоплениями, поступающими из Пенсионного фонда России в рамках программ ОПС, именно сейчас сосредоточиться на привлечении клиентов в систему дополнительного пенсионного обеспечения противоречит рыночной тенденции. Последние несколько лет фонды наращивают активы именно за счет ОПС — так, за последний год совокупный объем средств пенсионных накоплений увеличился на 60% и достиг 823,2 млрд руб., объем пенсионных резервов (формируются в рамках НПО) — лишь на 7% (до 768 млрд руб.), и то в первую очередь за счет корпоративных программ, а не личных инициатив граждан.

"Возможно, целью акции НПФ является все же привлечение клиентов по обязательному пенсионному страхованию, поскольку в рамках ОПС за клиента пенсионные отчисления делает работодатель, а развивать программы НПО в текущих условиях крайне тяжело, тем более что клиент должен платить сам",— предполагает исполнительный директор НПФ "Национальный" Светлана Касина. Когда корреспондент "Ъ" позвонил в "Согласие" и представился потенциальным клиентом, в НПФ сообщили, что в пакет документов, высылаемых участнику акции, помимо договора НПО входит и договор ОПС. Если это так, то это уже прямое нарушение закона об НПФ.

Впрочем, предложение бонусов за участие в программе ОПС, несмотря на запрет, не редкость на пенсионном рынке. Так, в 2012 году НПФ "Национальный" был оштрафован за то, что клиентам фонда по ОПС предлагалась карточка пенсионного полиса фонда, которая не только позволяла следить за состоянием пенсионного счета на сайте, но и была совмещена с дисконтно-бонусной программой "Город скидок". Тогда суд решил, что НПФ предлагает застрахованным лицам выгоду в целях сохранения действия договора пенсионного страхования и привлечения к заключению таких договоров иных лиц. "Эта акция была направлена на то, чтобы уже существующие клиенты фонда пользовались услугами личного кабинета и проверяли там свой счет, и скидочные карты не отбирались, если человек переставал являться клиентом фонда",— подчеркивает госпожа Касина.

"Проблема в том, что у фондов нет инструментов для повышения лояльности аудитории, из-за чего все сложнее становится сохранить свою клиентскую базу",— комментирует ситуацию вице-президент НПФ электроэнергетики Сергей Околеснов. По итогам 2012 года 1,34 млн человек сменили один НПФ на другой. "Фондам приходится идти на ухищрения, иногда под безобидной акцией скрывается нарушение закона, однако подобные нарушения обычно быстро пресекаются регулятором",— указывает господин Околеснов. В ФСФР, регулирующей деятельность НПФ, по поводу акции НПФ "Согласие" заявили, что она "будет разбираться в сложившейся ситуации".


Источник : Коммерсантъ