Банковские терминалы берут под фискальный контроль

Банк России намерен искоренить так называемые терминальные схемы ухода от налогов. Контрольно-кассовой техникой (ККТ) регулятор предлагает оснастить не только небанковские, но и подозрительные банковские терминалы по приему платежей. Критерии подозрительности предлагается установить на уровне закона. Новая инициатива ударит по карману не только банков, но и их клиентов, защищаются банкиры.

В распоряжении "Ъ" оказался проект предложений Банка России по внесению изменений в закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". На прошлой неделе окончательный вариант этих поправок обсуждался на заседании рабочей группы в ЦБ, указывает источник "Ъ", знакомый с ходом работы над документом. Предлагаемые ЦБ поправки обязывают оснащать ККТ не только небанковские (такое требование действует с 1 апреля 2010 года), но и банковские терминалы. По мнению разработчиков, это будет необходимо делать, если банковские терминалы принимают только наличные деньги (не работают с картами) и при этом установлены за пределами банка, не являются его основными средствами и не обеспечивают ежедневное отражение в бухучете проводимых через них операций.

Операции, проведенные через терминал, отражаются в отчетности банка по мере поступления соответствующей информации о них из процессингового центра, рассказывает главный бухгалтер Нордеа-банка Татьяна Шарова. "Скорость поступления информации зависит от того, владеет ли банк собственным процессинговым центром, и составляет в среднем один-два дня",— уточняет она. Этот временной разрыв между совершением операции и ее отражением и вызывает подозрения у ЦБ, указывает источник "Ъ". Когда поправки могут быть внесены в Госдуму, неизвестно: получить комментарии в Банке России вчера не удалось. "Скорее всего, регулятор хочет пресечь схему, когда банки предоставляют "крышу" владельцам терминалов, забирая их на свой баланс и помогая им таким образом уйти от уплаты налогов",— предполагает первый зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник. Напомним, первым такую схему в начале 2010 года владельцам терминалов предложил Хоум-банк (лишился лицензии уже в июле 2010 года). Приобретение им терминалов с условием обратного выкупа создавало видимость их перехода в собственность банка, в то время как на самом деле пользоваться ими в своих целях продолжал фактический владелец.

Количество банковских терминалов, которые ЦБ предлагает оснастить ККТ, на конец 2011 года составляло около 70 тыс. шт., или 30-35% от общего числа терминалов (без учета терминалов в офисах банков), оценивает председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. По его мнению, расходы на оснащение терминалов ККТ (до 25 тыс. руб. за один фискальный модуль) понесут банки, которые специализируются на платежах через терминалы и занимаются развитием терминальных сетей. При этом крупнейших участников банковского рынка, активно использующих терминалы — Сбербанка и ВТБ 24, инициатива ЦБ не затронет: они устанавливают терминалы в основном в своих отделениях, чтобы разгрузить операционный отдел.

Впрочем опрошенных "Ъ" банкиров такой подход не слишком утешает. Банкиры считают, что ужесточение должно применяться лишь к недобросовестным игрокам, и приводят традиционный аргумент о том, что инициатива ЦБ в конечном итоге плохо отразится на клиентах банков. "Приобретение дополнительного оборудования потребует дополнительных инвестиций от банков, что, в свою очередь, приведет к удорожанию стоимости бизнеса и удлинению сроков выхода на рентабельность",— говорит старший вице-президент банка "Океан" Илья Шнейдер. Соответственно, кредитные организации будут вынуждены компенсировать свои дополнительные расходы за счет роста стоимости конкретной услуги для клиента, резюмирует он. По оценкам господина Кима, удорожание стоимости платежей в банковских внеофисных терминалах может составить 0,5-1%.


Источник : Коммерсант