Россияне перестали считать деньги за границей

Кризисная экономия россиян на поездках и покупках за границей скоро окончательно уйдет в прошлое. В 2010 году жители России стали тратить больше денег за рубежом по сравнению с 2009 годом, утверждают банкиры.

При этом количество людей, совершающих покупки за рубежом, растет за счет не самых богатых россиян. Это означает, что все больше наших туристов стали чувствовать себя увереннее на зарубежных курортах, отмечают экономисты.

По итогам года российский «средний класс» оставит за границей 18,8% своих денег, предсказывают аналитики «Ситибанка», опираясь на динамику расходов по кредитным картам россиян за рубежом. Для сравнения, в докризисном 2007 году россияне потратили за границей 17,5% от общей суммы своих расходов.

«В 2010 году мы наблюдаем рост покупательской способности россиян как в России, так и за рубежом по сравнению с 2009 годом»,— говорит глава департамента кредитных продуктов «Ситибанка» Михаил Бернер. По его словам, россияне стали меньше экономить в поездках, а структура их расходов возвращается к докризисным показателям.

Опубликованный в начале прошлого месяца Росстатом индекс потребительской уверенности россиян во 2-м квартале 2010 года вырос на 3% по сравнению с 1-м кварталом. Правда, он пока остается в отрицательно зоне— минус 7%.

Тем не менее, индекс произошедших изменений в личном материальном положении повысился почти в два раза— до минус 8% против минус 14% в 1-м квартале. Почти пятая часть опрошенных указала на положительные изменения в личном материальном положении (17% против 14% в 1-м квартале). Свыше половины опрошенных считают, что их материальное положение не изменилось.

Индекс благоприятности условий для крупных покупок возрос до минус 25%, что выше уровня 1-го квартала на 5%.

«Покупательская способность россиян, действительно, восстанавливается и имеет шансы догнать докризисную уже к началу 2011 года»,— соглашается эксперт департамента оценки «2К Аудит» Ирина Воробьева. По ее словам, об этом свидетельствует возврат к потребительскому кредитованию, что стало заметно летом.

В сетях, торгующих бытовой электроникой, в июне-июле количество товаров, проданных в кредит, выросло более чем на 30%, напоминает эксперт. Россияне стали заметно чаще ездить за границу, рост летних турпоездок, по ее подсчетам, составляет 15% по сравнению с 2009 годом. Летом 2010 года отмечен и 50%-й рост на автокредиты, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. В первую очередь растут траты на крупные покупки. Не такими серьезными темпами, но растут и более мелкие расходы: на рестораны, кафе, кинотеатры.

«Россияне стали гораздо меньше экономить, и сейчас мы наблюдаем отложенный спрос,— делает вывод эксперт.— Все это стало возможным за счет стабилизации в экономике и возвращения зарплат к докризисным уровням».

Больше туристов, меньше суммы

Средняя сумма, которую россиянин тратит за границей с кредитной карты, в этом году оказалась равна $165, подсчитали в «Ситибанке». На первый взгляд это может показаться свидетельством уменьшения трат, потому что тот же показатель в 2009 году был больше на 6,25%. Однако экономисты объясняют уменьшение суммы средней покупки резким ростом числа выезжающих за рубеж владельцев карт, а вместе с этим— количества мелких покупок, например, продуктов питания. «Это является скорее позитивным фактом, так как количество людей, совершающих покупки за рубежом в этом году, растет за счет менее обеспеченных сегментов потребителей, которые стали чувствовать себя увереннее»,— говорится в исследовании.

Украшения и автомобили

Хотя размер средней покупки и упал, структура трат россиян по категориям постепенно возвращается к докризисной. В 2010 году россияне чаще стали покупать за рубежом ювелирные украшения, пользоваться прокатом автомобилей и медицинскими услугами. Также, по сравнению с кризисным 2009 годом, любители шопинга увеличили свои траты на одежду и обувь с 13,7% до 16,9%. В то же время затраты на отели и авиаперелеты остались примерно на том же уровне, что и в 2009 году.

В Америке летают, в Европе покупают

Больше всего денег наши обеспеченные соотечественники потратили в этом году в США (14,9%). Впрочем, США традиционно лидируют в этом списке как самая дорогая для путешественника страна, особенно в категории транспортных расходов— больше всего денег там путешественникам приходится тратить на авиаперелеты. Кроме того, в США оплата банковскими картами является наиболее распространенным способом оплаты товаров.

Остальные лидеры списка— это европейские страны: Великобритания (12,3%), Франция (9,3%) и Италия (8,4%). Они остаются самыми любимыми среди россиян странами для шопинга, объясняют исследователи. Это подтверждается структурой расходов: во Франции и Великобритании россияне больше всего денег тратят на проживание в отелях, а также на одежду и обувь. При этом во Франции не менее трети всех трат приходится на шопинг, и чуть меньше десятой части средств остается в ресторанах. В Италии, как и прежде, самой популярной категорией покупок являются одежда и обувь. Причем больше половины карманных денег россияне, побывавшие Италии, потратили на охоту за покупками.

Количество тех, кто предпочитает покупать одежду за границей, сегодня активно растет, говорила ранее GZT.RU руководитель лаборатории «Управление рынком» ГУ-ВШЭ Татьяна Комиссарова. «В феврале 2009 г. таких потребителей в Москве было 20%, а через год их стало уже 30%»,— рассказала она.

На распродажи в Европу

В европейских странах в разгаре сезон летних распродаж, на которые ездит все больше россиян. Маркетологи отмечают, что популярность шоппинга за границей у наших соотечественников за последний год заметно выросла.

В то же время в десятку лидеров впервые попали Таиланд, набирающий обороты популярности как экзотический и относительно недорогой курорт, а также Кипр и Люксембург. Последние два государства, являясь налоговыми оазисами, в основном вырвались вперед по техническим причинам— благодаря росту объема покупок, совершенных через интернет, объясняют в «Ситибанке». Так, в Люксембурге зарегистрированы некоторые наиболее популярные у россиян интернет-магазины, а на Кипре зарегистрировано большинство компаний, предоставляющих частным российским инвесторам доступ на финансовые рынки, например, Forex.

В свою очередь, Финляндия занимает первое место среди стран-лидеров по затратам на продукты питания. Это объясняется их высоким качеством, относительно низкими ценами и близостью к России, отмечают исследователи. Расходы на курортах Турции и Испании отличаются лишь тем, что в Испании наши соотечественники бегут по универмагам, а в Турции предпочитают неторопливо пройтись по ювелирным магазинам. Причем, если в Испании значительная доля карманных средств идет на аренду автомобилей, то в Турции россияне предпочитают вместо увлекательных поездок по стране, совершать покупки в магазинах Duty Free. Причем покупают они там, главным образом, алкогольные напитки.

Как проводилось исследование

В ходе исследования были проанализированы ежемесячные статистические данные о покупках, совершенных клиентами «Ситибанка» за пределами России с использованием кредитных карт (с января 2007 года по июнь 2010 года). Выборка ежемесячно составляла не менее 50 тыс. респондентов, жителей больших городов. «Расходы по кредитным картам являются одним из наиболее точных и объективных источников статистической информации о реальных тратах представителей российского среднего класса за рубежом,— говорит главный экономист Citi в России и СНГ Элина Рыбакова.— Подобная статистика во всем мире зачастую используется при расчете индекса уверенности потребителей».


Источник : Газета - GZT.RU