Россия на пороге повышения пенсионного возраста

Примерно через четверть века количество пенсионеров и работающих в России сравняется. Нынешняя пенсионная система к этому не готова. Реформа социального обеспечения обещает пережить тех, для кого она затевалась.

 Большинство европейцев после выхода на пенсию начинают жить в свое удовольствие: ходят в рестораны, путешествуют по миру, многие даже детям материально помогают. Ничего удивительного – коэффициент замещения на Западе, рассчитываемый как отношение средней пенсии к средней зарплате, составляет 60–70%. Для россиян аналогичный показатель колеблется на уровне 23–27%.

Именно на таких примерах и контрастах строилась информационная поддержка пенсионной реформы, начавшейся в 2002 году. Она заключается в переходе от чисто распределительной системы, при которой пенсию назначало и выплачивало государство, к распределительно-накопительной, когда часть функций передается в частные руки. Смешанная модель обеспечивается переходом на страховую основу назначения пенсий с добавлением накопительного элемента. В результате сегодня Россия имеет трехчастную систему. Она состоит из государственного и негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования (ОПС), а размер выплат зависит уже не от стажа, а от объема средств, аккумулированных на индивидуальном лицевом счете. Ключевым элементом реформы стало введение накопительной части в структуре трудовой пенсии (НЧТП). И если отчисления на базовую и страховую части расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, то накопления обособляются и инвестируются.

Не помогло. Средний размер трудовой пенсии (в первом квартале 4614 рублей) превышает прожиточный минимум пенсионера всего на 14,1%, а разрыв между пенсией и зарплатой стабильно рос. За год до начала реформы – в 2001-м – коэффициент замещения доходил почти до 32%. Но уже в 2006 году он снизился до 27,7%, а в 2008-м и вовсе – до 24,8%. По международным же стандартам данный показатель должен быть не ниже 40%. Правда, благодаря проведенным индексациям средний размер назначенных пенсий в августе 2009-го составил уже 29,6% от средней начисленной зарплаты (в августе 2008-го – 26,3%).

Недовольные «счастьем». Основные цели очередной модернизации – повышение выплат для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, которые подпадают под действие «старой» и «новой» систем (средняя трудовая пенсия к 2020 году должна составлять 2,5 прожиточного минимума), и создание условий для достижения 40-процентного коэффициента замещения для россиян, полностью «вписывающихся» в «новую» систему.

Первая цель достигается, во-первых, валоризацией (повышением денежной оценки) расчетного пенсионного капитала с учетом стажа в советское время. Это произойдет уже в 2010 году. Сумма валоризации будет равна 10% от расчетного пенсионного капитала на 1 января 2002 года плюс 1% за каждый год стажа до 1991 года. Например, для человека с 30-летним стажем в советское время пенсионный капитал увеличится на 40% (10+30%). По данным ПФР, валоризация затронет 36,5 млн граждан. Во-вторых, будут установлены социальные доплаты, если минимальный уровень пенсионного обеспечения пенсионера окажется ниже прожиточного минимума.

Вторая часть реформы касается не только настоящих, но и будущих пенсионеров. Для этого правительство предложило перевести систему на страховые принципы и одновременно повысить отчисления в нее. С 2010 года произойдет замена ЕСН на страховые взносы в ПФР, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Также вводится порог годовой зарплаты в 415 тыс. рублей, до достижения которого платежи будут взиматься. Изменится и структура пенсии: базовая часть в фиксированном размере перейдет в страховую.

Идеи собрали критику со всех сторон. Основные недостатки новой модели для бизнеса заключаются в существенном увеличении налогового бремени. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова уверяет, что взносы на пенсионное обеспечение в России невысоки по сравнению с мировой практикой. Сейчас ставка ЕСН составляет 26% (для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения – 14%), а с 2011 года она, применимая уже к страховым сборам, вырастет до 34%. Получается, что в реформе произойдет разворот в сторону распределительных механизмов, которые позволят увеличить финансирование выплат нынешним пенсионерам за счет работающих граждан. По словам главы ПФР Антона Дроздова, с 2010 года налоговая нагрузка на бизнес увеличится на 150–180 млрд рублей. «Однако бремя неравномерно ляжет на предприятия различных отраслей. Например, компании неф­тегазового сектора с традиционно высокими заработными платами, а также финансового сектора скорее выиграют из-за изменений, в то время как налоговая нагрузка на компании других секторов существенно увеличится», – считает начальник отдела прикладного анализа УК «Лидер» Олег Черкашин.

Да и среди работников найдется много недовольных. А все из-за неравенства прав различных категорий граждан при исчислении выплат. Оценка пенсионных прав, приобретенных до 2002 года, осуществляется по формуле: стажевый коэффициент Ч 1,2 (максимальный коэффициент по заработной плате), Ч – средняя пенсия на тот момент. Но при расчете стажевого коэффициента не учитываются периоды подготовки к профессиональной деятельности, отпуск по уходу за ребенком, проживание супругов военнослужащих в гарнизонах, северные коэффициенты. В дальнейшем при осуществлении валоризации опять не учитываются эти «нерабочие» периоды. И наконец, с 2015 года базовая оставляющая страховой части трудовой пенсии будет зависеть от продолжительности страхового стажа в момент ее назначения: повышаться на 6% за каждый год свыше 30 лет, и наоборот, понижаться за каждый год менее 30 лет. Учеба, как всегда, в расчет не берется. В итоге пенсии высококвалифицированных работников, особенно тех, кто долго учился (врачи, преподаватели, научные сотрудники), будут такими же, а то и меньше, чем у низкоквалифицированных. Пострадают и интересы женщин, ухаживающих за детьми, сопровождающих мужей-военных по гарнизонам, где не всегда можно найти работу, да и вообще, в силу более раннего выхода на пенсию, их стаж меньше, чем у мужчин, а значит, и базовый размер страховой части пенсии будет ниже.

Обреченная реформа. В качестве положительного момента нынешних начинаний большинство экспертов отмечают разделение задач по пенсионному обеспечению для разных поколений. Но если с сегодняшними пенсионерами все более или менее понятно, то вопросы, касающиеся завтрашних, в новой модели реформы освещены плохо. В концепции лишь отмечается, что на 40% утраченного заработка могут рассчитывать те граждане, которые с 2010 года будут 30 лет перечислять страховые взносы и выйдут на пенсию в 2040 году. Да, взносы в ПФР возрастают до 26%, но при этом лишь 16% (6% на накопительные персонифицированные лицевые счета и 10% на страховую часть) будут формировать будущие пенсии, а 10% – текущие выплаты пенсионерам. Получается, что существенное увеличение налоговой нагрузки не означает заметного прироста пенсий в перспективе – ставка взноса, формирующая пенсионные права, увеличивается лишь на 2 п.п. Для сравнения, в пенсионной системе Швеции (с которой принято сопоставлять российскую модель) все 18,5% пенсионных взносов, отчисляемых работающим человеком, идут в счет его будущих доходов на заслуженном отдыхе.

«Большой ошибкой стало решение о том, что за счет работающего населения мы обеспечиваем пенсионеров, которые заработали свой пенсионный капитал еще в СССР. Необходимо было разделить источники финансирования, а именно: выплаты существующим пенсионерам должны производиться за счет федерального бюджета, а формирование пенсий для тех, кто вступил в систему ОПС, – за счет взносов, которые аккумулируются, инвестируются и приращивают капитал на протяжении долгого времени», – считает директор по правовым вопросам НПФ «Стальфонд» Оксана Чистова.

«Самый главный фактор – отсутствие комплексного подхода ко всей пенсионной системе. Все интересы сторон, от которых зависит принятие решений, сфокусированы на решении сегодняшних задач – выплаты нынешним пенсионерам. Уже то, что задачи разделили (раньше, в 2001–2003 годах, не было и этого) – шаг вперед, но достижению второй цели почти никто не уделяет внимание – все предложения фрагментарны и слабо обоснованы. А без этого мы каждые пять лет будем воспроизводить нынешнюю ситуацию (там очередные выборы и надо снова бороться за голоса тогдашних пенсионеров)», – рассуждает вице-президент Национальной ассоциации пенсионных фондов Олег Колобаев.

Один из самых опасных камней, о который спотыкаются и будут спотыкаться реформаторы, – демография. «Для России остро встает проблема старения населения, – комментирует Оксана Чистова. – Поскольку существующая модель финансирования предполагает соотношение работающих и пенсионеров два к одному и более». И в 2005 году на каждого пенсионера действительно приходилось почти двое работающих. Но, как ожидается, к 2023 году число пенсионеров вырастет до 42,8 млн человек, а работающих – снизится до 44,5 млн. Таким образом, проблема финансирования системы выходит на новый, драматический, уровень. Уже сейчас из-за демографических изменений возрастает текущий дефицит бюджета ПФР.

Руководство Пенсионного фонда РФ уверено, что будущий рост зарплат и повышение тарифа до 34% приведет к существенному увеличению поступлений в систему и поможет сократить дефицит. Но многие аналитики сомневаются: из-за введения 100-процентной регрессивной шкалы предприятия будут уходить от страховых взносов, списывая высокую зарплату на несколько человек, а затем «в конвертах» распределяя среди всего трудового коллектива. Кстати, сегодня примерно 80% фонда оплаты труда (ФОТ) формируется за счет зарплат ниже 415 тыс. рублей в год. «Это может привести к возрождению «серых» зарплатных схем, что в итоге негативно скажется на поступлениях средств в ПФР и приведет к двойной проблеме: увеличению дефицита фонда и снижению будущих пенсий. Таким образом, возможен вариант, при котором нововведения не приблизят к цели – увеличению пенсий до 40% от заработной платы, а наоборот, отдалят выход России на эти показатели на несколько лет», – предупреждает Олег Черкашин.

А хватит ли денег?
Вопросы справедливости и рациональности нововведений меркнут на фоне финансовой составляющей реформы. Сейчас основная проблема пенсионной системы связана с растущим дефицитом бюджета ПФР и его высокой зависимостью от бюджета федерального – из него финансируется более половины расходов этой системы. Для сравнения: в Германии, которая занимает второе место в Европе по количеству пенсионеров, средства государства составляют не более 25% в аналогичных расходах.

В 2009 году удельный вес средств федерального бюджета в общих доходах бюджета ПФР составит по прогнозам фонда 62,6% против 53,4% в 2008-м. Такое повышение связано с увеличением социальных обязательств государства в 2009 году, а значит, и расходов по выплате пенсий. При этом, несмотря на увеличение отчислений в ПФР в 2011-м,  процентное соотношение федеральных денег и собственных средств фонда вряд ли сократится и в среднем останется на уровне 50%. Демография и безработица, а также возвращение зарплат в конвертах, не позволят Пенсионному фонду России существенно повысить свои доходы.

Повышение пенсий, пособий и других выплат с 2010 года будет обеспечиваться за счет трансфертов из федерального бюджета, которые, как ожидает Минфин, вырастут с 2,3% от ВВП в 2008 году до 6,0% в 2010-м и 4,7% в 2011–2012 годах. Однако сейчас российская экономика переживает не лучшие времена, впервые с 2000 года бюджет страны дефицитный – из-за падения мировых цен на энергоносители его планируемые доходы резко сократились (по расчетам аналитиков Bank of America Securities – Merrill Lynch, бездефицитность обеспечивается при цене нефти марки Urals на уровне $78).

Покрытие дефицита будет осуществляться за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ), а также внешних и внутренних заимствований. Однако уже в 2010 году Резервный фонд полностью исчерпается, а средства ФНБ, используемые для финансирования части трансферта в ПФР, могут закончиться к 2014 году, а значит, государству придется финансировать пенсии напрямую. При этом оба фонда не станут пополняться до улучшения ситуации в экономике (все нефтегазовые доходы бюджета пойдут на покрытие расходов), следовательно, с каждым годом будет увеличиваться доля государственных заимствований, которые после 2013 года превратятся в единственный источник финансирования дефицита. По прогнозам аналитиков Bank of America Securities – Merrill Lynch, в ближайшие годы доходы бюджета останутся на низком уровне, а дефицит станет хроническим – в лучшем случае на уровне 3–4% ВВП. В то же время расходы на пенсионное обеспечение будут расти с каждым годом (по плану в 2020 году средний размер пенсии должен составить 2,5 прожиточного минимума пенсионера) и, по прогнозам «Ф.», увеличатся с 4,4 трлн рублей в 2010-м до 9,1 трлн в 2015-м и 14,6 трлн в 2020-м. При таких потребностях пенсионной системы рост бюджетных доходов должен оправдывать самые оптимистичные ожидания. Однако повысить их за счет нефтегазового экспорта в разы не получится, а за счет иных поступлений – трудно, тем более сейчас. Существенно уменьшить расходы тоже вряд ли удастся.

Мечта государства. Сейчас, возможно, не время, но однажды властям придется задуматься о крайне непопулярных мерах. Во-первых, о повышении пенсионного возраста. Увеличение доли пожилого населения привело к тому, что в большинстве развитых стран это уже произошло или планируется. Сегодня в России один из самых низких возрастных порогов для выхода на заслуженный отдых. Поэтому некоторые эксперты предлагают его повысить. Проблема, однако, в том, что продолжительность жизни в России, по данным Росстата, составляет 72 года для женщин и 58 для мужчин. И повышение пенсионного возраста создаст ситуацию, как в анекдоте: «Мечта государства – здоровый, богатый гражданин, всегда платящий налоги и умирающий в день выхода на пенсию».

Еще один способ сбалансировать систему заключается в ужесточении критериев предоставления пенсии. Сегодня пенсия по старости назначается при наличии пяти лет страхового стажа и достижении установленного законодательством возраста. По сравнению с мировой практикой это очень мягкие требования. А для системы в целом – повышенная нагрузка. К тому же сегодня действует много льгот, предусматривающих досрочный выход на заслуженный отдых, и в результате почти 12% получателей пенсий по старости не достигли тех самых 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Среди вариантов: предоставление фиксированного базового элемента страховой части пенсии только определенной категории граждан либо ее финансирование за счет общих доходов федерального бюджета, увеличение минимального стажа либо одновременный учет стажа и возраста, а также финансирование льгот по досрочной выплате пенсий за счет профессиональных систем социального страхования.
Не менее гибкой может быть и фискальная политика. Сегодня много споров ведется о необходимости замены регрессивной шкалы налогообложения на прогрессивную, как в странах Европейского союза и ОЭСР. Ряд экспертов предлагают понизить ставку, но ввести прогрессивную шкалу и взимать платежи со всей суммы заработной платы. Другие считают, что раз зарплаты свыше 415 тыс. рублей составляют порядка 20–30% ФОТ, нужно сохранить ставку на уровне 26%, но облагать по плоской шкале весь фонд оплаты труда. Это создаст равномерную налоговую нагрузку на все отрасли экономики. А учитывая, что только часть взносов аккумулируется на индивидуальном счете (сейчас 14%, с 2011 года – 16%), а другая перечисляется на солидарный (6 и 10% соответственно), можно ввести более высокие ставки отчислений на солидарный счет и уменьшить взнос на индивидуальный при высокой зарплате и наоборот.

И все равно ни в одной стране мира достойный уровень жизни пенсионеров не обеспечивается только за счет государственной пенсии. Основная тенденция развития пенсионных систем, сталкивающихся с низким уровнем замещения, заключается в увеличении значимости добровольных накопительных схем. Например, в 19 из 30 стран ОЭСР основная пенсионная схема является добровольной. А пенсионная реформа Чили, которая считается одной из самых новаторских в мире, вообще сводится к тому, что каждый работник на протяжении трудовой жизни сам формирует накопления, которые затем и становятся его будущей пенсией. «Накопительная система Чили в свое время прекрасно справилась с поставленными перед ней задачами, и чилийские пенсионеры сейчас одни из самых богатых», – говорит гендиректор УК «ВТБ Управление активами» Наталия Плугарь.

И россиянам, желающим получать в будущем пенсию, сопоставимую с их настоящей зарплатой, нужно решать данную проблему самостоятельно за счет добровольного пенсионного обеспечения, которым занимаются НПФ, или за счет иных способов накопления. «Государственные органы продолжают убеждать, что они могут обеспечить гражданам достойную пенсию. А это невозможно. Надо ясно и честно сказать человеку: государство обеспечит лишь гарантированный минимум (пусть и гораздо более высокий, чем сейчас), но достойной пенсией человек должен обеспечить себе сам», – считает Олег Колобаев. При этом он уточняет: «Новая система будет действительно новой, когда в ней реально начнут функционировать накопительные принципы, а их судьба из принятых законов не вытекает и не видна. Можно предположить, что примерно через 30 лет реального накопления (к 2038 году) 6% отчислений на НЧТП дадут от 15 до 25% коэффициента замещения. Зато демография резко снизит эффективность распределительного механизма. Так что без добровольных накопительных систем нельзя. Особенно тем, кто получает больше 415 тыс. рублей».

«Если будет нужно, через пять или десять лет созреет еще одна реформа», – считает Наталия Плугарь и с ней соглашаются многие эксперты. Так что to be continued… 

Взносы на пенсионное страхование в разных странах мира

Страна

Общая ставка по взносам, %

Расходы на выплату пенсий, % от ВВП

Италия

32,7

15,4

Чехия

28,0

13,3

Венгрия

26,5

8,6

Финляндия

25,9

9,6

Австрия

22,8

13,6

Эстония

22,0

8,5

Россия

20,0

6,0

Германия

19,9

12,4

Великобритания

17,5

11,5

Швеция

16,7

12,7

Франция

15,0

12,8

США

12,4

7,2

Источник: Минздравсоцразвития

Пенсионный возраст, лет

Страна

Мужчины

Женщины

Австрия

65

60 (65)

Великобритания

65

65

Германия

65 (67)

65 (67)

Испания

65

65

Италия

65

60

Казахстан

63

58

Латвия

62

59,5

Литва

62,5

60

Нидерланды

65

65

Норвегия

67

67

Польша

65

60

Россия

60

55

Словакия

62

53-57 (62)

США

65

65

Турция

49

44

Финляндия

65

65

Франция

60

60

Чехия

61,5 (63)

56–60 (59–63)

Швейцария

65

64

Швеция

65

65

Эстония

63

59 (63)

Япония

65

65

Источники: World Bank, OECD

* В скобках указаны отметки, до которых планируется поднять пенсионный возраст:
Австрия – в 2024–2033 годах, Германия – в 2012–2029, Словакия – к 2014, Чехия – к 2013, Эстония – к 2016.

Социальное фискальное бремя, %*

 

Распределение поступлений по единому социальному налогу в 2005-2009 годах

Распределение страховых взносов с 2011 года

До 280 тыс. руб.

От 280 до 600 тыс. руб.

Свыше 600 тыс. руб.

До 415 тыс. руб.

Свыше 415 тыс. руб.

Всего,

в том числе:

26,0

10,0

2

34,0

0

Фонд социального страхования

2,9

1,0

-

2,9

-

Фонды обязательного медицинского страхования

3,1

1,1

-

5,1

-

Федеральный бюджет,

в том числе

20,0

7,9

2

26,0

-

Страховые взносы в ПФР

14,0

5,5

-

20,0

-

На накопление лицам 1967 года рождения и моложе

6,0

2,4

-

6,0

-

* Ставки на выплату работнику.

Прогноз расходов бюджета на пенсионное обеспечение (межбюджетные трансферты бюджету ПФР), млрд руб.

Расходные обязательства

2010

2011

2112

Всего,

в том числе:

2519,9

2145,9

2355,1

Покрытие дефицита бюджета ПФР

1166,3

662,4

730,1

Компенсация выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков

72,8

47,8

55,7

Валоризация пенсионных прав граждан

502,2

561,3

609,5

Софинансирование формирования пенсионных накоплений

2,5

5,0

7,5

Иные администрируемые ПФР расходные обязательства,

в том числе:

776,1

869,4

952,5

Предоставление материнского (семейного) капитала

102,0

122,6

135,9

Возмещение расходов по нестраховым периодам

4,1

4,6

5,1

Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению

252,8

296,8

339,3

Федеральная социальная доплата к пенсии

23,2

25,0

27,9

Ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан

343,8

370,3

394,1

Иные выплаты и меры социальной поддержки

50,1

50,1

50,0

Источник: Минфин


Источник : Финанс.