Мир растерялся

С тех пор как закончилась холодная война, мир увлеченно реализовывал проект под названием «глобализация». При всех своих различиях и соперничестве большинство стран мира разделяли одни и те же взгляды на развитие мировой экономики: поддерживали дальнейшую экономическую интеграцию, хотели продвигать за границу свои товары и капиталы, считали частное предпринимательство главным двигателем мировой экономики.

Глобализация была тем, что связывало народы. На Всемирном экономическом форуме в Давосе это чувствовалось особенно сильно — там находили общий язык представители самых, казалось бы, непримиримых сторон. Но в этом году все иначе: глобализация перестала быть связующей мир наднациональной идеей. Кризис разрушил основание, на котором она держалась, — уверенность, что международная экономическая интеграция обеспечивает ее участникам путь к процветанию.

Сейчас мы наблюдаем прямо противоположный эффект: именно благодаря глобализации вирус кризиса распространился по миру в мгновение ока и создал реальную угрозу общемировой рецессии, несмотря на то что большинство развивающихся экономик к началу кризиса были фундаментально абсолютно здоровы.

Многие из них теперь сильно пожалели о своем увлечении глобализацией. Более того, они считают себя наказанными за глобализацию, поскольку страдают от кризиса сильнее развитых стран. Несправедливость этого кризиса в том, что он вопреки логике не развернул финансовые потоки в пользу развивающихся рынков. Казалось бы, проблемы экономики США должны были обрушить рынок американских гособлигаций, а инвесторы — переключиться на альтернативные направления. Но ничего подобного не произошло. Кризис еще больше повысил спрос на американские бонды, а развивающиеся страны по-прежнему финансируют США, которые, по сути, остаются сейчас единственным реальным заемщиком, что еще больше усугубляет глобальный дисбаланс.

Финансовые потоки, еще недавно рекой устремлявшиеся на развивающиеся рынки, так же быстро текут теперь в противоположном направлении. По оценке Института международных финансов (Institute of International Finance), частные инвестиции в развивающиеся страны в этом году сократятся почти втрое — до $165,3 млрд с $465,8 млрд в прошлом году.

В Восточной Европе приток частного капитала за тот же период сократится на 90% (с $254,2 млрд до $30,2 млрд). Те страны, которые больше не способны занимать, вообще оказываются перед перспективой банкротства.

Развивающийся мир в растерянности. «Мы провели структурные реформы, мы были хорошими учениками глобализации, у нас произошли серьезные социальные и культурные перемены, а теперь у нас кризис. Причем чуть ли не первый кризис, который создали не мы», — говорит Ферит Сахенк, председатель совета директоров турецкой Dogus Group. Один из главных дискуссионных вопросов Давоса-2009 — приведет ли нынешний кризис к тому, что развивающийся мир противопоставит себя развитому и мир расколется на блоки?

Впрочем, развивающиеся страны, хоть и ощущают себя несправедливыми жертвами глобализации, настроены конструктивно. Судя по дискуссиям в Давосе, они признают, что благодаря глобализации сделали огромный скачок в своем развитии. А теперь самый разумный путь для них — извлечь максимальную пользу из институтов, построенных под давлением развитых стран в те годы, когда те играли ведущую роль в регулировании мировой экономики.

В свою очередь развитым странам имеет смысл начать следовать советам, которые они многие годы давали правительствам развивающихся стран: не бояться банкротить компании и банки, вести разумную бюджетную политику и укрепить регулирование рынков.

В некотором смысле перед кризисом все равны, и разделение на развитые и развивающиеся тут не работает. Возможно, той силой, которая на этот раз объединит мир, будут общие трудности?


Источник : Ведомости