Долговой кризис: Выход из тупика

В сентябре российские банки одномоментно прекратили кредитование, и сотни российских компаний внезапно оказались на грани банкротства, осаждаемые кредиторами. У американских компаний в подобной ситуации есть спасительная возможность обратиться в суд для защиты от кредиторов по статье 11-й кодекса о банкротстве. С момента обращения в суд обязательства кредиторов замораживаются, компания получает необходимую передышку и имеет возможность продолжать свою деятельность, проведя необходимую реструктуризацию. При этом компания либо ее кредиторы обязаны представить план реструктуризации, который должен быть утвержден судьей.

Что принципиально важно, план реструктуризации обычно предусматривает конвертацию части долга в акции. В результате у компании появляются новые акционеры в обмен на списание части долгов последних, что благоприятно сказывается на ее финансовом положении, возможности успешно продолжать бизнес и выплачивать долги. После стабилизации ситуации в компании, через полгода или несколько лет, компания возвращается из-под защиты 11-й главы для ведения обычного бизнеса. Многие американские авиакомпании повторяли эту процедуру по нескольку раз, иногда в интервале пяти лет. Благодаря высокоразвитому финансовому рынку кредиторы, ставшие акционерами, имеют возможность продать полученные акции на фондовом рынке, тем самым вернув свои деньги — часто с прибылью.

Институт 11-й главы был создан для тех случаев, когда кредиторы могут ожидать, что у них больше шансов вернуть свои деньги обратно, дав возможность компании реструктуризироваться, нежели проводя банкротство компании или реализуя ее активы по частям. В отличие от главы 7-й кодекса о банкротстве США, предусматривающей ликвидацию компании-банкрота, 11-я глава призвана сохранить для ведения бизнеса компании, зачастую павшие жертвой чрезвычайных обстоятельств. Данный институт играет важную роль в американской экономике в качестве инструмента спасения жизнеспособных бизнесов и одновременно для сохранения высокого уровня конкуренции среди американских компаний.

Российское законодательство о банкротстве не предусматривает прямого аналога 11-й главы, а также эффективных механизмов его реализации. Жаль, поскольку создание цивилизованных механизмов выхода из долгового тупика — весьма актуальная задача. По нашему мнению, необходимо, чтобы такой институт был спешно разработан и утвержден законодателем. Возможно, он дал бы надежду тем владельцам компаний, которые уже не видят света в конце тоннеля.

Как могла бы работать модель 11-й главы в России? Кредиторы совместно с компанией-должником при посредничестве арбитражного суда принимают решение о реструктуризации. Рассчитывается объем долга и график его погашения, который может быть посилен компании при разумной кредитной ставке — скажем, 16%. Бесплатного сыра здесь нет. Мы понимаем, что реальная стоимость денег в экономике сейчас для многих около 25%. С учетом разницы между разумной и реальной кредитными ставками оставшаяся часть долга увеличивается, конвертируется в акции и переходит на пропорциональной основе ко всем кредиторам. В результате такой рекапитализации у компании меняется состав акционеров, и, что самое главное, компания, избавившись от ставшего неподъемным долга, может снова стать прибыльной, тем самым сохраняя потенциал для увеличения стоимости бизнеса. Рекапитализированная компания могла бы активнее использовать новые возможности, порожденные кризисом, обыгрывая перегруженных долгами конкурентов.

Жизнь в долг явно не удалась, и корпоративная Россия нуждается во вливании огромных объемов equity. Сегодня кредиторы, прежде всего банки и инвесторы на рынке облигаций, поставлены перед выбором: пытаться обанкротить неплатежеспособных заемщиков либо дать им возможность выжить, чтобы со временем вернуть вложенные деньги. В тех условиях, когда продажи большинства активов заморожены, а оценка этих активов предельно низка, рациональный выбор очевиден.

Все активы в сегодняшней России в стрессовом состоянии, и для многих компаний долговое бремя становится непосильным. Продолжающаяся девальвация рубля приведет к новому большому удару по тем, кто ранее привлекал долгосрочные валютные кредиты. Государство, уже предложившее план по рекапитализации российских банков, может выступить кредитором последней инстанции и инициировать новую программу рефинансирования для всех компаний несырьевого сектора. Кардинальным, высокоэффективным и одновременно некоррупционным ходом помощи российскому бизнесу была бы уже прозвучавшая в интернете идея о возможности получения от государства кредита в форме возврата компаниям до 30% налогов на прибыль и НДС, уплаченных ими в бюджеты за два последних года.

Такой кредит, предоставленный по ставке 10-12% на 7-10 лет, одновременно позволил бы: а) сгенерировать длинные деньги в экономике, предоставив ресурсы предприятиям напрямую, минуя заблокированные сейчас каналы банковской системы; б) создать прямую конкуренцию банкам и стимулы для последних снижать процентные ставки для реального сектора, а также предпосылки для слезания страны с сырьевой иглы; в) поощрить прибыльные, эффективные компании, которые исправно платили налоги в прошлом; г) стимулировать повышение прозрачности российских бизнесов и избежать нового вынужденного массового ухода предприятий в серую зону с целью экономии на налогах и т. д.

Механизм такой программы должен быть предельно простым и некоррупционным: компания представляет в налоговую платежки, свидетельствующие о выплаченных в бюджет суммах налогов, подписывает стандартное соглашение и в недельный срок получает возврат средств на расчетный счет. Конечно, предлагаемые меры могут привести к росту инфляции, но они, безусловно, лучшая альтернатива использованию части накопленных резервов, чем, скажем, продолжение финансирования американской экономики через гособлигации США. Чрезвычайные обстоятельства требуют чрезвычайных мер. Лучше иметь меньше резервов, чем риск в недалекой перспективе снова вернуться к экономике 90-х гг.

Олег Ёлшин, исполнительный директор East Kommerts; руководитель группы стратегического консалтинга от Оксфордского университета на Лондонской фондовой бирже


Источник : Ведомости