Каждый третий бизнесмен в России имеет низкий уровень финансовой грамотности

Каждый третий бизнесмен в России (31%) имеет низкий уровень финансовой грамотности. Это следует из исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ по инициативе Минфина России и совместно с Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ). Материалы имеются в распоряжении ТАСС.

"У каждого третьего предпринимателя отмечен низкий уровень финансовой грамотности (31%). 45% имеют средний уровень. Высоким уровнем финансовой грамотности обладают 24% предпринимателей", – отмечается в исследовании.

Знания оценивались на основе индекса финансовой грамотности, где для расчета учитывалось количество верных ответов на вопросы, входящие в состав частных индексов. Низким уровнем считался показатель ниже 60 п. п., средним – от 61 до 80 п. п., высоким – от 81 п. п.

Финансовая грамотность

В исследовании указывается, что разница между уровнем финансовой грамотности мужчин и женщин – предпринимателей в России незначительная. Но при этом отмечается, что женщины при ответах на вопросы чаще демонстрировали неуверенность в своих знаниях и выбирали ответ "не знаю". Мужчины же склонны чаще оценивать свой уровень знаний как "высокий".

При этом занимающиеся бизнесом женщины в России несколько чаще мужчин демонстрируют грамотное поведение в отношении выбора финансовых продуктов и услуг для своей компании, а именно – сравнивают между собой предложения разных поставщиков перед тем, как принять решение (73% и 70% соответственно).

Советы и консультации

Исследование также показало, что большинство российских предпринимателей обращаются за советом к другим людям перед принятием финансовых решений в отношении своих компаний. В целом чаще склонны получать такие консультации женщины-предприниматели.

Среди женщин – собственниц бизнеса выше доля тех, кто советуется по финансовым вопросам со своим окружением – членами семьи или друзьями (54% против 42%). Также женщины чаще мужчин обращаются за помощью ко внешним бухгалтерам (46% и 40% соответственно).

Исследователи также отмечают, что женщины-предприниматели чаще обращаются за финансовыми консультациями по таким темам, как бухгалтерский аудит, налоги, управление наличными средствами и долговыми обязательствами и оценка финансовых показателей бизнеса. Мужчины склонны обращаться за советом по вопросам, связанным с привлечением внешнего финансирования.

Цели и планирование

По данным опроса, российские собственники бизнеса – как мужчины, так и женщины – в значительной степени ориентированы на достижение долгосрочных целей (76% и 74% соответственно).

Одновременно готовность привлекать внешнее финансирование с помощью банков демонстрируют менее половины опрошенных – 49% мужчин – собственников бизнеса и 46% женщин.

На невысоком уровне находится и культура финансового планирования – чуть менее половины российских предпринимателей в целом (47%) принимают финансовые решения скорее интуитивно, чем ориентируясь на принципы финансового планирования. Причем доля женщин – собственниц бизнеса, интуитивно решающих финансовые вопросы, связанные с бизнесом, ниже, чем доля мужчин-предпринимателей (44% и 49% соответственно).

Методология исследования

Кабинетное исследование по сравнению гендерного разреза финансовой грамотности предпринимателей проводилось в ноябре 2022 года.

Опрос предпринимателей проводился методом телефонных интервью по формализованной анкете, состоящей преимущественно из закрытых вопросов. Объем выборки составил 1 000 респондентов (601 мужчина и 399 женщин – предпринимателей) – собственников и совладельцев бизнеса.

Выборка репрезентирует российский микро- (до 15 сотрудников) и малый бизнес (до 50 сотрудников, согласно методологии ОЭСР) по географии и отраслям экономики.


Источник : ТАСС