«Рубль еще полихорадит»: что будет с курсом в апреле, и какую роль сыграют санкции

«Сейчас же определенная группа инвесторов испугалась собственных довольно поверхностных предположений и слухов о санкциях на госдолг, вот и начала на всякий случай распродавать часть объемов старых выпусков ОФЗ из своих портфелей», – сказал эксперт. 

Он также уточнил, что речь идет даже больше о российских банках, или об оффшорных фондах с отечественными корнями, а иностранцы пока не слишком серьезно напуганы.

Как результат, усредненный индекс RGBI по набору облигаций Минфина России на вторичном рынке упал в период с 10 по 25 марта всего лишь на 2%. Эта просадка не так велика, сказал аналитик. По его словам, сейчас этот индекс суверенного российского госдолга только на 4,2% ниже ориентиров, которые были по долгу до вирусного кризиса. Но при этом он еще и почти на 6,5% выше, чем нижняя проблемная планка, показанная на самом кризисном дне в марте 2020 года. 

«Тогда, ровно год назад, курс доллара подскакивал на самом пике до 81 рублей 66 копеек, потому что год назад и спрос на госдолг действительно снижался до минимума, и нефть падала в цене ниже 20 долларов за баррель», – пояснил Пушкарев.

Он также отметил, что сейчас и нефть котируется в коридоре 60-65 долларов, и собственно ситуация вокруг бумаг госдолга – сложившаяся реально, а не в каких-то теоретических страшилках – очень далека от какой-то критической. 

Эксперт предположил, что к началу апреля рубль еще психологически полихорадит – и даже безо всяких настоящих санкций. Он сказал, что шансы на временный взлет доллара и евро еще на рубль-полтора вверх есть, но в дальнейшем настроения на валютной бирже успокоятся.

Есть ли подушка безопасности?

Пушкарев отметил, вся глубина проблемы для финансовой системы страны составила бы порядка 1 трлн руб, или менее 1% от ВВП России, если допустить, что покупки госдолга американцы запретят своим фондам и перекроют европейцам. Общая сумма размещений ОФЗ Минфином в 2020 году составила 5,3 трлн руб, на 2021 год запланировано 4 млрд руб новых выпусков, и лишь около 25% нового долга у России выкупают иностранные инвесторы. 

«Даже если выделять сравнимую сумму из золотовалютных резервов ЦБ ежегодно на протяжении 5-6 лет, то на все про все ушло бы не больше 10% от полной величины нашей «подушки безопасности» в почти 50 трлн руб, если включать в расчет еще и средства ФНБ», – рассуждает собеседник Bаnkiros.ru.

Заначка на «черный» день у России есть

Он уверен, будь такие санкции введены против России в 2015-2016 гг., они оказались бы куда как более болезненными. А в нынешних условиях Россия накопила настолько приличную заначку на черный день, что бюджет страны исполнялся бы спокойно и дальше.

«Фактически единственный признак, по которому люди бы заметили такие санкции – это вероятные эмоциональные всплески на курсе доллара даже выше прошлогодних 81-82 рублей и, возможно, до 97-98 рублей по курсу евро, смотря каким точно был бы на тот момент международный биржевой курс евро к доллару», – пояснил аналитик.

Он уточнил – это оценки, если рассматривать самый тяжелый и маловероятный сценарий, но даже и в таком случае, по его словам, курс в течение максимум 2-3 месяцев, вернулся бы в ставший уже привычным коридор – ориентировочно от 73 до 75 руб за доллар, и от 88 до 92 рублей за евро. Причина в том, что доходы от экспорта углеводородов, металлов и от других видов традиционно важных для России валютных поступлений останутся сначала на том же неизменном уровне, а по мере дальнейшего восстановления мировой экономики будут еще и расти.

«Собственно, именно длина временного горизонта, в ходе которого от кризиса оправится бизнес-потенциал Америки, Европы и Азии – и будет следующим значимым для курса рубля фактором», – подчеркнул Пушкарев.

Также, по его словам, хорошим индикатором для российской валюты служат и биржевые индексы: в США, Германии, Китае и во многих других странах они уже давно выше довирусных уровней, и, несмотря на периодические коррекции, сохраняют тенденцию к росту. В том числе и из-за ожиданий скачков инфляции по обе стороны океана, из-за обесценивания денежной массы и в долларах, и в евро, и в других валютах чересчур активной работой печатных станков центральных банков. 

«Денежные принтеры» создадут глобальные проблемы

Однако, уверен эксперт, спустя годы, «денежные принтеры» могут создать для мировой финансовой системы и проблемы, но лишние деньги еще долго будут поддерживать биржевой рост, а чем глобальные рынки выше, тем больше свободных денег большие фонды готовы направлять и в развивающиеся экономики, включая все страны БРИКС и, конечно же, Россию. 

Пушкарев подчеркивает, именно поэтому позитивный настрой на Уолл-Стрит стал с начала года не менее важной поддержкой для рубля, чем дорогая нефть. 

«И можно рассматривать нефть как дорогую, даже и теперь, когда цены быстро соскочили с 70 долларов вниз на уровни 60-63 долларов. Даже если цены ненадолго опустятся до 55-57 долларов за баррель, все равно это заметно выше, чем уровень начала ноября в 36 доллара за баррель, или чем 50-52 доллара под Новый год», – сказал Пушкарев.

Аналитик уверен, нефть уже вряд ли вернется к таким ценам, так как мировой спрос на топливо продолжает и сейчас медленно расти.

В совокупности, эти два аргумента – нефть и фондовые биржи – как раз и стали причиной, по которой курс доллара в России успел обновить и в марте минимум с лета 2020 года – на уровне вблизи 72,5 рублей, пояснил собеседник Bankiros.ru.

Он объяснил, что это движение было прервано недипломатичными репликами политиков в адрес России, но как только пена схлынет, а инвесторы сконцентрируют внимание на сухом экономическом остатке, курс рубля сразу обретет неплохие шансы к постепенному укреплению в направлении все тех же 71-72 рублей за доллар. 

«Вероятнее всего, что ожидания такого поступательного движения пока придется лишь на время отложить», – заключил Пушкарев.


Источник : Bankiros.ru