В России все чаще закладывают машины для покрытия долгов

Почти четверть займов под залог автомобиля в марте—апреле были взяты для погашения других долгов, следует из данных сервиса CarMoney. Доля таких займов выросла в 12 раз по сравнению с показателем за 2019 год, достигнув 24%. Одновременно доля займов для развития бизнеса сократилась на треть, до 12%. В основном владельцы закладывают для получения кредита Hyundai, Kia и Toyota. По мнению аналитиков, всплеск интереса к залогам для перекредитования может быть следствием проблем малого бизнеса из-за пандемии.

Почти четверть (24%) займов под залог автомобиля в марте—апреле клиенты брали для погашения других кредитных обязательств и долгов, следует из исследования сервиса CarMoney (работает в 68 регионах) на базе данных о 1,5 тыс. займов. По итогам 2019 года доля займов, привлеченных для такой цели, составляла лишь 2%. Сумма займа в большинстве случаев была 150-250 тыс. руб.

Весьма популярной причиной займа под залог автомобиля остался ремонт квартиры или дачи — ее указали 29% автовладельцев, что меньше, чем годом ранее (32%). Как правило, размер займа составил 250-350 тыс. руб. При этом займы на самые крупные суммы брались на цели развития бизнеса — от 500 тыс. до 1 млн руб. Однако доля таких займов в марте—апреле резко упала, снизившись до 12%, тогда как в 2019 году эта категория вошла в топ-3 рейтинга с долей 18%. Почти столько же автовладельцев (13%) оставили в залог автомобиль для совершения покупок, еще 14% взяли заем на неотложные нужды. Именно последняя категория займов была самой популярной в 2019 году (35%). Также 13% клиентов против 3% в 2019 году направили средства от автозайма на покупки.

Сейчас заметно вырос спрос на перекредитование, что относится как к микро- и малому бизнесу, который активно пользуется нашими услугами, так и к остальным автовладельцам, которым необходимы денежные средства для погашения уже имеющихся кредитных обязательств»,— говорят в CarMoney.

Чаще всего в этот период в залог оставляли автомобили марок Hyundai, Kia и Toyota. При автозаймах на ремонт и покупки наиболее популярны в марте—апреле оказались Kia и Hyundai соответственно, а более дорогая Toyota — в залогах на развитие бизнеса. Бестселлер российского авторынка Lada не вошел в топ-3 брендов машин, популярных в кредитах под залог автомобиля. Kia стабильно занимает первое место среди иномарок в продажах новых машин. При этом, по данным АЕБ, по итогам января—марта ее реализация сократилась на 2%, почти до 51,9 тыс. штук, а доля марки — на 0,5 процентного пункта (п. п.), до 13%. Следом на рынке новых машин идет Hyundai, продажи которой остались на уровне почти 41,6 тыс. машин, а доля упала на 0,2 п. п., до 10,4%. Реализация Toyota за три месяца 2020 года на первичном рынке выросла на 26%, до 27,2 тыс. машин, доля — на 1,3 п. п., до 6,8%. В то же время японский бренд стабильно остается лидером среди иномарок на вторичном рынке в первом квартале с ростом продаж на 7,1%, почти до 137 тыс. машин, следует из данных «Автостата».

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что у Toyota традиционно хорошая остаточная стоимость, что делает ее «качественным залогом». В то же время остальные популярные в автозалогах марки достаточно распространены в парке, продолжает он, а машины корейских марок, как правило, небольшого возраста. С учетом того, что экономическая ситуация в РФ на фоне коронавируса непредсказуема, а многие предприниматели испытывают сложности, особенно при необходимости платить аренду и зарплату, в ближайшее время они будут искать возможности привлечения средств, в том числе через инструмент займов под залог машины, заключает аналитик.


Источник : Коммерсантъ