Банки уподобились карательным органам, действующим непредсказуемо. Так что лучше дать им, что хотят: чуть ли ни любой объем запрашиваемых документов, и обеспечить "чистую" запись о себе в ЕГРЮЛ.

ЦБ сообщил, что опубликовал методичку для предпринимателей о блокировках счетов со стороны банков и "черных списках". Документ выполнен в виде презентации с претензией на наглядность, содержащей элемент ликбеза и рекомендации, как избежать проблем и что делать при их возникновении.

Это должен знать каждый

С какими мерами может столкнуться клиент: блокирование (замораживание) денежных средств или иного имущества, приостановление операций с ними, отказ от проведения операции / заключения договора банковского счета (вклада).

Сомнительными могут быть признаны операции по сделкам с необычным характером; при отсутствии явного экономического смысла и очевидных законных целей; с потенциальным назначением для вывода капитала из страны, финансирования "серого" импорта, обналички и ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей.

Банк может запросить у клиента документы, устроить с ним рабочую встречу или даже наведаться к нему, дать совет насчет проведения операции. Если итог этих действий банку не нравится, он может отказать в проведении операции или провести ее, но в любом случае сообщает об этом в Росфинмониторинг.

Клиент с повышенным уровнем риска (который присваивает банк) может столкнуться с ограничением интернет-банкинга, использования банковских карт, кроме того, банк вправе требовать бумаги по каждой операции такого клиента и проводить по нему усиленный финансовый мониторинг.

Как подстраховаться заранее

Для избежания неприятностей ЦБ выдал такие общие рекомендации:

  • своевременно сообщайте банку и ФНС об изменениях (ОКВЭД, учредители, директор, адрес фактического ведения бизнеса и так далее);
  • не дробите свой бизнес на много фирм и ИП (балансодержатель, держатель контрактов, закупающая компания, продающая компания, компания, за которой закреплен штат, и так далее);
  • своевременно представляйте документы по запросу банка, не игнорируйте его требования. При запросе банком договоров представляйте не только сами договоры, но и допсоглашения, спецификации, товарные и транспортные накладные и иные документы, являющиеся основанием для проведения операции. Пишите подробные письменные пояснения для банка о схеме и особенностях ведения бизнеса (если они есть), чтобы максимально раскрыть экономическую суть тех или иных операций;
  • проверяйте свою выписку из ЕГРЮЛ. Налоговая "пробивает" адрес посредством направления письма. Если на него не было ответа в течение 6 месяцев, то ИФНС имеет право ликвидировать фирму. Предварительно налоговая вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений – тогда надо обратиться в инспекцию для удаления указанной записи;
  • подробно заполняйте платежки: максимально полно указывайте назначение платежа – не просто "по счету / договору №. . .", а конкретно за какие виды товаров/работ/услуг с указанием договоров. Попросите об этом же своих контрагентов.

За что боролись, на то и напоролись

Комментируя методичку, РБК со ссылкой на опрошенных экспертов поясняет: столкнуться с блокировкой может кто угодно, так как каждый банк имеет свои критерии «сомнительности» операций. Эти критерии опираются не только на закон 115-ФЗ, но и на подзаконные акты ЦБ, а их около 200. В результате банк "становится хуже правоохранительных и фискальных органов, ведь фактически он может закрыть бизнес без суда и следствия".

Информирование о причинах блокировок довольно скудное, чтобы правонарушители не могли приспособиться. Однако те, кому надо, и так все знают, а страдают как раз те, кто и не думал нарушать закон.

Реабилитация бизнеса после его попадания в список Росфинмониторинга может затянуться до полугода, продолжает РБК. Все это время счета компании будут заблокированы. И обращение в межведомственную комиссию – не гарантия восстановления бизнеса: комиссия вынесла в пользу бизнеса и физлиц только 37% решений.

"Если блокировка не снята, то получить свои деньги можно, заплатив по так называемому заградительному тарифу. В этом случае деньги переводятся на счет другому банку, а банк-блокировщик удерживает 15% от всей суммы", – пишет издание. Но и после снятия блокировки банк не возмещает клиенту его убытки, вызванные действиями банка.

В этих условиях бизнес стремится "назад в прошлое" – максимально перейти на наличные расчеты, констатируют спикеры РБК.