Заявление главы ВТБ Андрея Костина о возможности в случае нового витка санкций принудительной конвертации валютных вкладов граждан не осталось незамеченным: вкладчики начали снимать доллары со счетов. В банках уверили “Ъ”, что повышенного спроса на изъятие валютных депозитов нет. Тем не менее для того, чтобы успокоить общественность, выступила не только глава ЦБ, но и пресс-секретарь президента, которые заверили, что вариант принудительной конвертации долларовых вкладов не обсуждался.

«Никаких мер по принудительной конвертации мы не рассматривали, у нас даже мыслей нет на эту тему»,— прокомментировала 14 сентября глава Банка России Эльвира Набиуллина возможную судьбу валютных депозитов граждан. «Российские власти не рассматривают возможность принудительной конвертации долларовых вкладов в рублевые в случае санкций США против российских банков,— заявил в тот же день пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.— Нет, такого нет ни со стороны администрации, такого нет, насколько я знаю, вообще».

Столь мощные словесные интервенции потребовались властям для того, чтобы нейтрализовать заявление главы ВТБ Андрея Костина, сделанное в интервью Bloomberg 12 сентября. Господин Костин допустил возможность принудительной конвертации долларовых вкладов в иные валюты в случае санкционного запрета США на расчеты в долларах для госбанков. В августе в американский Конгресс был внесен законопроект, формулировки которого потенциально допускают такой запрет.

На слова господина Костина многие граждане отреагировали быстро. «Я позвонил родителям и попросил их забрать всю валюту из госбанков и переложить в ячейку в одну из иностранных "дочек",— говорит один из источников “Ъ”.— Когда первое лицо второго банка в стране говорит о реальности конвертации, экспериментировать не хочется».

По словам представителя частного банка из десятки крупнейших, клиенты стали активнее интересоваться условиями использования ячеек. В текущей ситуации в качестве альтернативы вкладам в валюте часть крупных клиентов могут рассматривать банковские ячейки, подтверждает начальник управления сберегательных, расчетных и комиссионных продуктов ОТП-банка Павел Нуждов.

По данным Банка России, доля валютных вкладов в российских банках по итогам июля составляла 20,46%. Вклады физлиц с учетом сберегательных сертификатов по состоянию на 1 августа 2018 года составляли 27,065 трлн руб., валютные — 5,539 трлн руб. (или $88,8 млрд по курсу ЦБ на 1 августа).

Банкиры уверяют, что паники нет и население ведет себя стандартно. Об этом “Ъ” сообщили во всех крупнейших банках. Между тем некоторые вкладчики могли отреагировать даже не на слова господина Костина, а на саму информацию о возможном запрете на долларовые расчеты для госбанков, появившуюся в августе. Так, согласно отчетности Сбербанка за август (остальные госбанки ее пока не опубликовали), проанализированной “Ъ”, с учетом валютной переоценки за месяц средства населения, хранящиеся в долларах, сократились на 3,4%, или на $1,18 млрд, до $33,39 млрд. «Никаких отклонений от обычной среднестатистической динамики движения клиентских средств мы не наблюдаем. Конверсия валют, снятие наличных, безналичные переводы — все в пределах нормы»,— сообщили “Ъ” в пресс-службе Сбербанка.

Паники среди валютных вкладчиков госбанков ждать не стоит, уверен главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. Тем более что оснований для нее нет, считают эксперты. «Введение прямого запрета на использование доллара в расчетах российских госбанков весьма маловероятно, скорее всего, это останется лишь угрозой со стороны США»,— говорит аналитик ИК «Алор» Алексей Антонов. Однако для того чтобы успокоить граждан, госбанкам, возможно, будет недостаточно одних словесных интервенций. Согласно информации на сайтах Сбербанка для привилегированных и премиальных клиентов «Сбербанк первый» и «Сбербанк частный», с 1 сентября максимальные ставки по вкладам в долларах составляют для обеспеченных клиентов 3,4%, это одни из самых высоких ставок на рынке. Для обычных клиентов Сбербанка в сентябре появилось предложение по долларовым вкладам со ставками до 3% годовых. «Теперь госбанкам придется доплатить вкладчикам за безграничное доверие, которое санкции в некотором смысле подорвали, то есть стоит ожидать роста валютных ставок у госбанков»,— резюмирует Евгений Надоршин.