Граждане находят все новые способы уклонения от уплаты долгов. Так, участились случаи обращения к «массовым адвокатам», чтобы избежать личного общения с взыскателями. Однако на практике «массовые адвокаты» сами нередко оказываются мошенниками и не имеют адвокатского статуса, то есть не могут быть представителем должника. Пытаясь пресечь подобную практику, Федеральная служба судебных приставов (ФССП) утвердила новую форму заявления должника об отказе от взаимодействия, в которой требуется указывать регистрационные данные адвоката.

ФССП утвердила новую форму заявления должника об отказе от взаимодействия с взыскателем либо осуществлении с ним взаимодействия только через представителя. Основным отличием стала необходимость указания номера адвокатского удостоверения представителя, номера и даты включения в реестр адвокатов, а также наименования такого реестра. До сих пор должнику достаточно было указать ФИО представителя, номер его контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты.

Отказаться от взаимодействия с взыскателями либо общаться с ними только через представителя должнику позволяет закон о взыскании долгов с физлиц (230-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2017 года). Полностью избежать контакта должник может лишь спустя четыре месяца со дня возникновения просроченной задолженности. Но уже с первого дня просрочки гражданин имеет право взаимодействовать с взыскателями не лично, а через представителя, который обязан иметь статус адвокат. Однако на практике требование о наличии адвокатского статуса нередко нарушается. По словам главы «Юридического бюро №1» Юлии Комбаровой, в 2017 году выявлено много случаев, когда кредиторы, получив заявление с указанием доверенного лица, не могли установить с ним связь — «речь идет как о неквалифицированном предоставлении услуг, так и о ярко выраженном мошенничестве».

«Мы сталкивались с ситуациями, когда указанный в заявлении представитель должника оказывался неконтактным лицом, не был адвокатом либо не шел на предусмотренное законом взаимодействие,— подтверждает гендиректор агентства ЭОС Антон Дмитраков.— Это создавало серьезные трудности, поскольку приходилось заново связываться непосредственно с должником, решать вопросы по недобросовестному представителю с регулятором».

Нередко должники прибегали к услугам «массовых адвокатов», отмечают участники рынка. «Они были представителями одновременно у столь огромного количества неплательщиков, что вызвали подозрения кредиторов и регулятора относительно фиктивности предоставления услуги»,— рассказывает совладелец агентства «Эверест» Дмитрий Чернышов. «К нам поступали заявления об осуществлении с должником взаимодействия через представителя, в части из которых было указано одно и то же контактное лицо, однако контактировать с ним не представлялось возможным либо это не приводило ни к каким результатам»,— подтверждает главный исполнительный директор МФК «Домашние деньги» Андрей Бахвалов.

По мнению взыскателей, именно эту порочную практику теперь пытается пресечь ФССП. «Введение нормы позволит учитывать объем дел, в которых адвокат выступает в роли представителя, а также применять санкции в отношении лиц, которые пытаются уйти от выплаты долга путем злоупотребления правом»,— отмечает господин Чернышов. По словам Юлии Комбаровой, если действующий адвокат заключил соглашение о защите прав физлица при взыскании долга и уклоняется от контакта с взыскателями, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности от устного предупреждения до исключения из адвокатской палаты. Если же договор был заключен без статуса адвоката, добавляет она, это будет рассматриваться как введение доверителя в заблуждение и ответственность станет являться уголовной по признакам мошенничества.

В ФССП не ответили на запрос “Ъ”. Впрочем, эксперты уверены, что явно недобросовестных должников указанная мера не исправит. Если у должника есть средства на оплату адвоката, который за него будет контактировать с взыскателем, то странно, что он не может найти деньги на обслуживание задолженности, поясняет директор коллекторского агентства ЮВС Сергей Шпетер. По оценке Юлии Комбаровой, рыночная стоимость таких услуг начинается от 10 тыс. руб. в месяц.