Рестораторы дождались едоков: расходы россиян на питание вне дома стали расти

Российские рестораторы наконец-то дождались молодое поколение, которое ходит в ресторан не только по значимым датам, а ежедневно. Благодаря им за 11 месяцев прошлого года объем расходов на питание вне дома увеличилось на 2%, подсчитала NPD Group. Такое случилось впервые с начала кризиса 2014 года.

Объем расходов на питание вне дома за 11 месяцев 2017 года вырос на 2%, до 500 млрд руб., подсчитали в NPD Group. Компания с 2012 года оценивает траты на общепит жителей восьми крупнейших городов страны: Москвы и области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Казани, Ростова-на-Дону, Самары. Рынок оживился впервые с начала кризиса в 2014 году. Руководитель NPD Group в России Мария Ванифатова говорит, что рост произошел благодаря молодежи (к этой категории относятся две возрастные группы — 18-25 и 26-35 лет): посетители 18-35 лет стали чаще ходить в рестораны, обеспечив почти половину трафика.

За 11 месяцев 2017 года молодая аудитория заведений общепита увеличилась на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, до 48%, подсчитали в NPD. «В России выросло целое поколение, которое не противопоставляет рестораны домашней готовке»,— говорит госпожа Ванифатова. По ее словам, мотивация для посещения кафе и ресторанов меняется очень быстро: за прошедшие пять лет это произошло трижды. «В 2013-2014 годах в рестораны ходили, чтобы “выйти в свет”. К 2016 году доходы упали настолько, что общепит стал развлечением, местом отдыха и смены обстановки, в 2017-м еда вне дома стала частью образа жизни»,— перечисляет Мария Ванифатова.

Участники рынка, опрошенные “Ъ”, в целом подтверждают тенденцию. «Сейчас поход в ресторан превратился в повседневный досуг»,— отмечают в пресс-службе «Росинтер ресторантс». Гендиректор сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман против усреднения возраста аудитории, так как этот показатель зависит от расположения заведения. «Отдельная кофейня вблизи университета или школы будет отличаться по составу клиентов от той, что находится в бизнес-центре»,— подчеркивает она, однако отмечает, что основная часть посетителей ее сети — это люди 25-35 лет.

Молодежь ходила в кафе и рестораны неравномерно. Наибольшим спросом, как и последние два года, пользовались заведения фастфуда, кофейни и пекарни, кафе на заправках и кулинарии. Их посещаемость за рассматриваемый период выросла на 10%, 4% и 1% соответственно. В остальных сегментах — рестораны и столовые — NPD Group зафиксировала падение на 7% и 6% соответственно. «Потребители стали прагматичнее, цена остается важным фактором»,— говорит Мария Ванифатова. Если в 2014 году на цену и специальные предложения обращали внимание 16% покупателей, то в 2017 году их стало 18%. Средний чек на одного человека (по всем сегментам) составил 266 руб. и за год практически не изменился из-за продолжающегося роста демократичных заведений.

Портал Buybrand.ru, ссылаясь на данные сервиса по автоматизации предприятий общественного питания R-Keeper, приводит другие данные. Так, средний чек за ланч из четырех позиций (суп, салат, второе блюдо, вода) в среднем по России в прошлом году составил 1,073 тыс. руб.— это на 166 руб. меньше, чем в 2015 году. Но общий показатель снизился за счет регионов, в Москве средний чек на стандартный обед оказался самым высоким по стране — 2,478 тыс. руб., что на 979 руб. больше, чем два года назад. Финансовый директор сети ресторанов «Темпл бар» Светлана Циферблат говорит, что рынок оживает постепенно, так как люди устают бояться последствий кризиса. Прирост выручки по сети «Темпл бар» в прошлом году составил 1%.