Первый зампред ЦБ объяснил «огромную» волатильность цен на продукты, входящих в народный «Индекс оливье», отсутствием «трех урожаев как в Китае», нехваткой хранилищ и сокращением импорта.
«Огромная» волатильность цен на продукты для приготовления борща и салата оливье объясняется суровым климатом, нехваткой хранилищ и сокращением импорта, заявил первый зампред Банка России Сергей Швецов (цитата по ТАСС).
Резкое падение цен на продовольствие осенью и их традиционный взлет в марте порождают инфляционные ожидания, посетовал представитель регулятора. Это в свою очередь заставляет Банк России держать ставки на более высоком уровне, чем можно было бы «при прочих равных». «У нас один урожай, он собирается во втором полугодии. Хранить негде, крестьяне отдают за бесценок, цены падают. Естественным образом хранилище заполняется, и избыток хранится до января, а начиная с марта идет взлет цен. Раньше это закрывалось так или иначе импортом, сейчас импорта стало меньше», — сообщил Швецов.
В ноябре глава Центробанка Эльвира Набиуллина представила «Индекс оливье» и призналась, что инфляционные ожидания граждан остаются высокими, несмотря на рекордное замедление динамики роста цен, которые опустились ниже таргета Центробанка еще в августе.
На тот момент инфляционные ожидания были на уровне 8,7% при реальной годовой инфляции в 2,6%. По словам Швецова, сейчас они находятся на уровне 9%. По данным Росстата, в ноябре годовая инфляция в России замедлилась до 2,5%. Минэкономразвития допускает, что показатель достиг дна и в декабре рост цен может незначительно ускориться.
На своем сайте ЦБ ежемесячно публикует информацию об инфляционных ожиданиях и потребительских настроениях населения. Согласно этим данным, в ноябре ожидания значительно превосходили реальную инфляцию, но все же показали исторический минимум — 8,7% после 9,9% в октябре. «Такая динамика соответствует общему тренду на снижение инфляционных ожиданий (на 5 п.п. с ноября прошлого года)», — говорится в докладе.
В прошлую пятницу, 15 декабря, Банк России снизил ключевую ставку вдвое сильнее, чем ожидал рынок, — сразу на 50 б.п., до 7,75%. Регулятор объяснил свой шаг сокращением проинфляционных рисков после продления соглашения об ограничении добычи нефти.
Центробанк, указывавший на то, что волатильность инфляции во многом связана с немонетарными факторами, разработал для правительства предложения по борьбе с этими факторами.
Ну да. После того, как финорганы России вкладывают десятки млрд. баксиков от продажи российских углеводородов в развитие экономики США, им ничего другого и не остаётся, кроме как объяснять россиянам, что такое борщ и оливье.
макароны, спагетти, лапша...