Основной задачей станет выбор долгосрочной стратегии экономики России.

Российская экономика приспособилась к текущим условиям и перешла к фазе роста, однако пока предпринятых мер недостаточно для обеспечения устойчивого развития. Выбор долгосрочной стратегии и комплекса стимулирующих мер станет основной экономической задачей президента и кабинета министров после выборов, которые пройдут в марте 2018 года, считают опрошенные ТАСС эксперты.

"Нужны серьезные реформы, которые быстро не сделаешь. Я полагаю, что не исключено, что президент, который возглавит страну в 2018 году, займется этими делами, создаст команду, пригласит [Алексея] Кудрина, или еще кого-то. А без этого мы наши радикальные проблемы в экономике не решим", - заявил в беседе с ТАСС научный руководитель Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (ВШЭ) Евгений Ясин.

Сейчас в России разрабатываются сразу три стратегии, направленные на активизацию роста экономики - программы Центра стратегических разработок (ЦСР), Минэкономразвития и Столыпинского клуба. Будущему президенту предстоит выбрать одну из них, либо объединить их части, или же предложить что-то новое, уверены эксперты.

При этом вице-премьер Аркадий Дворкович ранее заявлял, что программы по социально-экономическому развитию России, над которыми работают Столыпинский клуб, ЦСР и Минэкономразвития, стратегически похожи и пересекаются примерно на 70%.

Стратегии и программы на выбор

Стратегия Столыпинского клуба (главой президиума которого является бизнес-омбудсмен Борис Титов), по расчетам авторов проекта, позволит России ускорить темпы роста ВВП до 5% в год. Она подразумевает запуск программы по созданию новых рабочих мест, улучшению уровня жизни и обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Документ также предусматривает проведение судебной реформы и снижение административного давления на бизнес. Для финансирования реформ предлагается увеличить эмиссию, нарастить госдолг и отказаться от политики плавающего курса рубля. Вместе с тем члены Столыпинского клуба выступают против повышения пенсионного возраста.

Центр стратегических разработок, который возглавляет экс-министр финансов Алексей Кудрин, свою стратегию не публиковал, однако эксперты ЦСР последние месяцы регулярно выступают с докладами по отдельным секторам экономики и возможным реформам в них. Эти доклады, скорее всего, служат основой для общей программы Центра. Согласно заявлениям Кудрина, в приоритетах программы - реформы госуправления, пенсионной и правоохранительной систем, а также меры по снижению роли государства в экономике и перераспределение бюджетных расходов в пользу развития человеческого капитала и инфраструктуры.

Кроме того, ЦСР предлагает повысить минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума, приватизировать государственные энергетические активы и не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес в ближайшие шесть лет. Что касается повышения пенсионного возраста, то Кудрин ранее уже неоднократно выступал в защиту этой идеи. По его мнению, повышать пенсионный возраст нужно уже с 2019-2020 года до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин. В случае одобрения предложений ЦСР темпы роста российской экономики могут превысить 2,5% уже к концу 2018 года, заявлял Кудрин. А в 2020 году они могут превысить 3%, в 2022 году - 3,5%.

Минэкономразвития начало работать над своей программой ускоренного роста практически сразу после того, как в прошлом году в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин поставил цель достичь темпа роста не ниже среднемирового к 2020 году (прогнозируется, что среднемировой рост ВВП к этому времени будет на уровне около 3% в год). Данная программа является самой "засекреченной" из трех. Известны лишь ее контуры и общие направления. В частности, большое внимание в ней уделяется цифровизации экономики, повышению производительности труда и развитию человеческого капитала. Отдельный блок программы посвящен стимулированию финансирования инфраструктурных проектов, в том числе на основе государственно-частного партнерства и инфраструктурной ипотеки.

Без реформ роста не будет

Российская экономика в последние годы столкнулась со сложными внешними условиями. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в интервью российским телеканалам в прямом эфире назвал уникальным вызовом для правительства страны одновременное с падением цен на нефть введение санкций против РФ. По его словам, правительству удалось предпринять комплекс мер, который позволил вывести экономику из рецессии. Премьер подчеркнул, что выход из нее "оказался быстрее, чем многие представляли, не говоря уже о том, что проседание было существенно ниже, чем в 2008-2009 годах, когда ВВП и промпроизводство упало на 8%, а в этот период только на 3%". В то же время, Медведев не стал отрицать, что можно было сделать и больше.

В этом году российская экономика перешла к росту и, по прогнозу Минэкономразвития, на конец года рост ВВП составит 2,1%. Министерство полагает, что рост в районе 2% продолжится и в последующие годы. Остальные макроэкономические показатели также стабилизировались. Инфляция находится на уровне 2,5% в годовом выражении, что значительно ниже таргета, но, по оценкам МЭР и ЦБ, в 2018 году установится и сохранится на уровне 4% в долгосрочном периоде. Инвестиции в основной капитал в 2017 году показывают взрывной рост - во втором квартале годовой темп роста инвестиций составил 6,3% и оказался максимальным с 2012 года.

На таком росте сказался курс рубля и реализация инфраструктурных проектов, а также эффект низкой базы прошлого года. При этом эффект низкой базы начал исчерпывать себя, и в III квартале прирост инвестиций составил уже 3,1%.

Министр экономического развития Максим Орешкин не раз говорил, что, хотя уже предпринятые меры по восстановлению экономики позволили достаточно мягко пережить резкое снижение цен на нефть и санкции в отношении России, этих мер недостаточно для достижения роста ВВП среднемировыми темпами к 2020 году. Опрошенные ТАСС эксперты согласны с министром. Только курс на реформы сможет обеспечить экономический рост в России в будущем, поэтому выбор приоритетов в этих реформах будет первоочередной задачей президента и кабмина после выборов в марте, уверен главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

"С учетом ситуации в экономике: экономика сейчас стабилизировалась, но роста большого не показывает и вряд ли будет показывать в ближайшем будущем, я думаю, что задача для политиков - попытаться как-то улучшить ситуацию в экономике с тем, чтобы росла экономика, доходы населения, потому что нынешняя ситуация на долгий период времени не может устраивать никого", - пояснил эксперт.

Среди основных проблем, которые предстоит решить в новом политическом цикле, и которые чаще всего называют как авторы основных стратегий, так и независимые эксперты - снижение доли государства в экономике и повышение эффективности госкорпораций, увеличение производительности труда, улучшение инвестиционного климата в стране и регионах, завоевание доверия бизнеса и изменение системы госуправления, повышение эффективности институтов и решение проблем на рынке труда. Без решения этих проблем российская экономика не будет способна расти высокими темпами, уверены они.

Демография как вызов экономике

Одним из основных вызовов для развития российской экономики является демографическая проблема - естественное старение населения, уверен директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-капитал" Владимир Брагин.

"Проблем в экономике более, чем достаточно. Самые главные из них заключаются в том, что мы не в состоянии обеспечить рост экономики, и у нас снижается средний уровень населения (людей трудоспособного возраста - ред.). Нужно предпринимать какие-то меры, а те меры, которые сейчас предлагаются, пока они не дают эффекта, и, насколько я понимаю, они и не дадут", - согласен с ним Ясин.

Не случайно в конце ноября президент РФ Владимир Путин выступил с рядом новых мер государственной поддержки многодетных и молодых семей, которые должны перезагрузить политику демографического развития в стране. В том числе речь идет о продлении до конца 2021 года программы материнского капитала в РФ. Среди других мер Путин назвал введение адресных ежемесячных выплат на первого ребенка в размере от 10,5 тыс. рублей и запуск льготной ипотеки для семей со вторым или третьим ребенком.

Однако эффект от этих мер можно будет наблюдать в экономике только через много лет. Сейчас правительство пытается нивелировать проблему ограниченности трудовых ресурсов путем повышения производительности труда и цифровизации экономики.

Цифра и производительность

В июле 2017 года правительство РФ утвердило программу "Цифровая экономика России" до 2024 года, в рамках которой планируется внедрение высоких технологий в ведущие отрасли экономики. Всемирный банк в своем докладе высоко оценил возможности этой программы для модернизации российской экономики.

"Потенциальные цифровые дивиденды для России огромны. Учитывая приоритетное общенациональное значение, которое государство с недавнего времени придает цифровизации экономики, у страны есть все возможности для того, чтобы перейти из категории стран, находящихся на этапе перехода к цифровой экономике, к категории стран на этапе преобразования экономики в цифровую, и присоединиться к странам - лидерам цифровой экономики, извлекая при этом все экономические и социальные преимущества", - отмечают в ВБ.

Кроме того, правительством был принят приоритетный проект по повышению производительности труда, согласно которому для каждого предприятия должен быть создан план по росту этого показателя. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), по показателю производительности труда Россия занимает одно из последних мест среди стран - членов организации. В среднем в Еврозоне за один человеко-час производится продукции на 55,9 доллара, а в РФ - на 25,9 доллара. И это при том, что количество рабочих часов в неделю у граждан России - одно из самых высоких среди европейских стран.

В частности, правительство уже приняло решение о создании в 2017 году Федерального центра компетенций в сфере производительности труда, и направит более 11 млрд рублей из федерального бюджета на реализацию соответствующей программы до 2025 года.

"Бизнес положительно оценивает это решение правительства о создании центра. ТПП готова содействовать новому центру в разработке стратегий повышения производительности труда, внедрения организационных инноваций в производственные и управленческие процессы", - прокомментировал ТАСС президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Однако не все эксперты верят в успех этих мер. "С рынком труда выходов в общем-то никаких нет, кроме как повышать пенсионный возраст и стимулировать внутреннюю трудовую мобильность. <…> А специально цифровизировать экономику - мне кажется это неправильно, потому что централизованная цифровизация не очень эффективной оказывается, бизнес сейчас лучше знает, что нужно в данном вопросе. На мой взгляд, нужно просто этому не мешать", - подчеркнул Брагин, добавив, что необходимо стимулировать поздний выход на пенсию, а также исключить льготные категории раннего выхода на пенсию.

Эксперт УК "Альфа-капитал" добавил, что производительность труда должна расти естественным образом, когда растет квалификация труда, когда конкуренция усиливается, и в целом растет эффективность экономики. "Это, опять же, регулирование, качество институтов, в этом плане есть какое-то пространство, я думаю, что упрощение регулирования, административного давления - это те меры, которые, как ни странно, способствуют увеличению производительности труда", - подчеркнул он.

Реформы госаппарата для доверия бизнеса

Для развития российской экономики и улучшения инвестклимата наиболее важно решить задачу доверия бизнеса к власти, уверен Ясин. По его мнению, для этого необходима демократизация, развитие конкуренции и независимость судебной системы.

"Собственно подъем в экономике может обеспечить только предпринимательство, только при условии того, что у него будет доверие к властям. На мой взгляд, такого доверия, чтоб вкладывать деньги, рисковать, исходить из того, что есть реальная экономическая конкуренция, к ней и для ее контроля имеется политическая конкуренция, пока этого не видно, поэтому не знаю, как будут развиваться события", - подчеркнул он.

Для обеспечения реализации реформ, вероятно, потребуются кадровые изменения в правительстве, убеждены эксперты. "В этой связи возможно, что мы увидим какие-то перемены в составе правительства. В плане выбора - это вопрос к президенту, который будет выбирать ключевых членов нового правительства, в том числе премьер-министра, будет ли это Дмитрий Медведев, или кто-то другой. Какие новые лица появятся на ключевых постах - я не берусь говорить", - отметил главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

Ранее Медведев заявил, что не намерен выставлять свою кандидатуру на предстоящих в 2018 году президентских выборах, но планирует продолжить работу на благо России, не уточнив, на какой должности.

В свою очередь Ясин считает, что кадровые изменения должны коснуться не только правительства, но и около правительственных и около президентских кругов. "Мне бы хотелось видеть их (кадровые изменения) в правительстве и, в особенности, в около правительственных и около президентских структурах", - пояснил он.

Кроме того, текущая ситуация требует изменения и всей системы государственного управления, сокращения бюрократического аппарата на местном уровне, отметил Ясин. "Я уже не говорю о том, что нужно налаживать местное самоуправление, должна быть построена как следует реальная федерация. Только после этого есть серьезные проблемы в области экономики, связанные с распределением, пересмотром всей системы распределения, которая обеспечила бы повышение заработной платы серьезное, причем сами получатели заработной платы должны были бы формировать значительную долю своих пенсионных накоплений, расходы на здравоохранение, образование", - сказал он.

Санкции останутся

Эксперты сходятся во мнении, что санкции останутся основным внешним вызовом для российской экономики. По их мнению, после выборов в 2018 году внешнеполитическая ситуация не разрешится, и в новом политическом цикле экономика будет также развиваться в условиях санкций.

"Исходя из того, что есть большой шанс того, что Владимир Путин будет переизбран на новый срок, я не думаю, что курс изменится. Во внешней политике и геополитике я больших изменений не ожидаю", - заявил Тихомиров.

Однако, по его мнению, эффект от санкций сейчас можно назвать скорее нейтральным, нежели негативным. "Санкции где- то усложняют ситуацию развития экономики - это связано и с притоком инвестиций, и с технологиями, доступ к которым ограничен, это связано со всякого рода персональными санкциями, что затрудняет общение на уровне бизнесменов. Здесь говорить о том, что никакого эффекта, я бы не стал, но все-таки этот эффект в масштабах экономики не столь значителен. Более того, он отчасти был компенсирован большими позитивами, как движение в сторону импортозамещения, уделение внимания таким отраслям как переработка сельхозпродукции, логистика. Так что, я думаю, что санкции создают эффект ближе к нейтральному, чем к негативному", - подчеркнул он.

В свою очередь Ясин отмечает, что негативный эффект от санкций существенен, но пока не стоит ожидать их отмены. "Они оказывают существенное влияние, и они пока не будут отменены", - убежден он, отмечая, что такая ситуация продлится до тех пор, пока западные страны, которые ввели эти санкции, не поймут, что Россия действительно меняется.

Брагин также считает, что санкции оказывают значительное давление на российскую экономику. "Да, краткосрочно в общем-то экономика может с этим жить, но какие будут долгосрочные последствия, пока мало кто себе представляет, поэтому нужно делать что-то с внешней политикой", - подчеркнул он.

В то же время, даже международные эксперты считают, что эффект от санкций перестает "тормозить" российскую экономику. Так, Международный валютный фонд (МВФ) объяснил улучшение прогноза экономического роста российского ВВП в 2017-2018 годах уменьшением фактора влияния санкций на экономику страны.

"В восстановлении российской экономики есть циклические элементы - введенные санкции оказывали влияние в течение какого-то времени, это влияние сейчас находится вне системы", - отметил заместитель директора Европейского департамента МВФ Йорг Декресси. По словам эксперта, фактор санкций продолжает ощущаться "с точки зрения объемов, но не с точки зрения роста".

В то же время, даже международные эксперты считают, что эффект от санкций перестает "тормозить" российскую экономику. Так, Международный валютный фонд (МВФ) объяснил улучшение прогноза экономического роста российского ВВП в 2017-2018 годах уменьшением фактора влияния санкций на экономику страны.

"В восстановлении российской экономики есть циклические элементы - введенные санкции оказывали влияние в течение какого-то времени, это влияние сейчас находится вне системы", - отметил заместитель директора Европейского департамента МВФ Йорг Декресси. По словам эксперта, фактор санкций продолжает ощущаться "с точки зрения объемов, но не с точки зрения роста".