Для того, чтобы выйти из стагнации, необходимо проводить институционные реформы. С таким заявлением на открытии традиционных Абалкинских чтений в медиацентре "Российской газеты" выступил заместитель директора Московской школы экономики МГУ им. Ломоносова Виктор Полтерович.

По мнению ученого, нужно различать два типа институтов гражданского общества. "Я их называю институтами конкурентного рынка и институтами догоняющего развития, - отметил Полтерович. - Институты конкурентного рынка - это те самые институты, о которых обычно говорят: эффективное исполнение закона, защита прав собственности, низкий уровень коррупции, и т.д.".

Но, как считает ученый, пока общество не подготовлено к переменам, на быстрый успех рассчитывать нельзя. По его мнению, надо сначала применять системы догоняющего развития. "Возьмем самые разные страны - Японию, Корею, Тайвань, послевоенные европейские государства - Италию, Францию, Португалию - страны, в которых имело место так называемое экономическое чудо, то увидим, что там применялся набор определенных институтов. Что это такое? Это - планирование, создание генерального агентства развития, это национальная инновационная система, это поддержание заниженного валютного курса. Что важно: инициируя экономический рост, эти институты ускоряют эволюцию гражданской культуры, создавая условия для совершенствования и институтов конкурентного рынка, и дальнейшего совершенствования институтов догоняющего развития, которые постепенно, по мере движения вперед, теряют свое значение".

Для того, чтобы совершить экономический рывок, необходимо, по мнению ученого, сосредоточиться на крупномасштабных инновационных проектах.

"В этом процессе инициатива принадлежит правительству, а все решения должны быть согласованы с основными агентами в системе, - подчеркнул Полтерович. - Это бизнес и гражданское общество". И далее добавил, что для решения фундаментальной проблемы создается эта система институтов, которая возглавляется специальным агентством. "Можно его условно назвать генеральным или федеральным агентством развития, подчиненным непосредственно главе правительства, - уточнил Полтерович. - В некоторых случаях роль этого агентства может играть выделенное министерство. Зачем это делается? Потому что если нет генерального агентства, которое координирует задачи догоняющего развития, то возникают бесконечные споры между министерствами. Мы это сейчас у себя наблюдаем. А для достижения успеха необходима консолидация".