В феврале средний размер кредита на покупку товаров в России составил 132,6 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с концом 2016-го на 9,8%, или на 11,8 тыс. рублей (в декабре 2016-го — 120,8 тыс.). При этом упомянутый рост компенсировал многомесячное падение данного показателя: с мая 2016 года по декабрь 2016-го средний размер потребкредита непрерывно снижался, а его сокращение составило 8,2%, или 10 тыс. рублей. Таковы данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

При этом необходимо отметить, что по сравнению с началом 2016 года в январе — феврале 2017 года количество выданных кредитов на покупку товаров выросло на 21,9% и достигло 1,97 млн единиц (в январе — феврале 2016 года — 1,62 млн единиц), а сумма выданных кредитов увеличилась на 23,6% (или на 45,4 млрд рублей).

Вместе с увеличением среднего размера потребительского кредита в начале года снизился и скоринговый балл по одобренным банками заявкам заемщиков (чем выше скоринговый балл, тем лучше кредитная история заемщика и меньше вероятность дефолта по кредиту). Так, если средний скоринговый балл в 2016 году был довольно высоким (кредиты предоставлялись только качественным заемщикам) и составлял 702 пункта, то в январе — феврале 2017 года он уже был на уровне 695 баллов, что свидетельствует о более либеральном подходе кредиторов к заемщикам.

С начала 2017 года самая высокая динамика среднего размера кредита на покупку потребительских товаров (среди 40 регионов-лидеров по объемам данного вида розничного кредитования) зафиксирована в Пензенской (+38,5%), Белгородской (+30,5%), Самарской (+28,6%), Иркутской (+25,1%) и Омской (+24,3%) областях. В свою очередь самая низкая динамика роста данного показателя отмечена в Мурманской области (-24,6%), Удмуртской Республике (-13,9%), Архангельской области (-9,7%), Пермском крае (-8,9%) и Кировской области (-7,4%).

«После некоторого снижения во второй половине прошлого года в начале 2017 года средний размер выдаваемых потребительских кредитов начал расти, — говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. — По нашему мнению, наряду с увеличением выдачи потребительских кредитов это свидетельствует о том, что докризисный аппетит к риску у банков постепенно восстанавливается. Несмотря на существующие риски, розничное кредитование остается наиболее прибыльным направлением банковской деятельности. Поэтому, даже с учетом общего улучшения процедуры управления кредитными рисками, банки находят возможности для наращивания выдачи потребительских кредитов и увеличения их размеров. Но делать это становится все сложнее, так как «хороших» (или близких к этому) заемщиков остается все меньше в связи с нестабильной ситуацией с их реальными доходами. Ближайшие месяцы покажут, насколько долгосрочным окажется тренд по увеличению активности банков в сегменте розничного кредитования».