РАТЭК обратилась в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на действия Visa и Masterсard, сообщил на пресс-конференции глава ассоциации Александр Онищук. 

«В России доля безналичных платежей в общей денежной массе составляет 29%. Стоимость торговой уступки (эквайринга) для компаний, работающих в сфере реализации непродовольственных товаров и услуг варьируется от 1,4% с каждой транзакции для самых крупных, до 2% — для имеющих средние обороты. Стоимость эквайринга в интернете намного выше и варьируется от 1,6% до 3,5% в зависимости от оборотов компании», — указано в сообщении РАТЭК.

Обращение РАТЭК поддержали «Опора России», АКОРТ и АКИТ.

Ассоциация усматривает в действиях платежных систем злоупотребление доминирующим положением, что запрещено законом о защите конкуренции. Участники ассоциации усматривают признаки нарушения при установлении стоимости эквайринга, в частности при определении размера межбанковской комиссии.

Основную часть торговой уступки составляет межбанковская комиссия (ставка interchange). Эта ставка устанавливается международной платежной системой "по своему усмотрению и составляет в среднем 70% от финальной стоимости торговой уступки", указывают в РАТЭК. Ставки межбанковской комиссии варьируются от 0,5% до 2,1%. При этом только Mastercard раскрывает ставки межбанковской комиссии для РФ.

При этом в РАТЭК указывают на разные тарифы для операций по одной и той же карте за разные типы товаров и услуг.

«При оплате простой дебетовой картой с чипом Masterсard продовольственных товаров межбанковская комиссия составляет 1,3%, при оплате бензина - 1,2%, при оплате услуг турагентств 1%. Самые высокие тарифы установлены для ритейлеров, реализующих непродовольственные товары. Так, при оплате одежды, бытовой техники или электроники межбанковская комиссия составляет 1,6%», - указано в сообщении РАТЭК.

РАТЭК и поддержавшие его организации просят ФАС проверить обоснованность принципы формирования тарифов эквайринга Visa и Masterсard, выработать меры по повышению прозрачности формирования стоимости эквайринга, повысить степень доступности эквайринга для бизнеса.

По экспертным оценкам, в 2015 году российские ритейлеры направили на уплату торговой уступки более 150 млрд рублей.

В середине декабря замглавы Минфина Алексей Моисеев сообщил, что Министерство финансов направило в крупнейшие банки предложения о снижении эквайринг-комиссии (комиссии за обслуживание терминалов для банковских карт) для торговых точек. Как пояснил замминистра, платежные системы снизили комиссии, а банки – повысили.

«Действительно, есть ситуация, когда у нас платежные системы снизили свои комиссии (interchange. — комиссии, которые взимаются платежными системами с банков. — RNS), а банки — повысили (эквайринг-комиссии для торговых точек за обслуживание pos-терминалов. — RNS)», — отметил Моисеев, подчеркнув, что запросы в платежные системы направлены не были.

В РАТЭК входят около 60 компаний, включая торговые сети «Эльдорадо», «М.Видео», Медиа-Маркт-Сатурн, а также такие компании как Intel, Apple, LG, Samsung, Whirlpool Indesit, Яндекс, Google, и др.