Индекс потребительского доверия растет второй квартал подряд, что может свидетельствовать о медленном восстановлении спроса. К такому выводу пришли в Nielsen, чьи аналитики зафиксировали ослабление тренда на экономию потребителей. Ритейлеры такой оптимизм не разделяют, но признают, что спрос по крайней мере перестал снижаться.
В третьем квартале индекс потребительского доверия вырос на один пункт, до 67, говорится в свежем исследовании Nielsen. Этот показатель растет второй квартал подряд, после того как в начале года опустился до самого низкого за 11 лет значения в 63 пункта. "Два квартала роста... дают основание допускать, что потребительский спрос медленно восстанавливается, но ключевое слово здесь — "медленно"",— поясняют аналитики Nielsen. Они также предупреждают, что российский потребитель будет очень взвешенно подходить к совершению покупок и очень осторожно выходить из ставшего нормой жизни режима экономии.
Значение индекса выше 100 пунктов говорит о преобладании в стране оптимистов, ниже 100 пунктов — пессимистов, а значение в 100 пунктов свидетельствует о равновесии между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями потребителей от будущего. Настроения потребителей считаются индикатором их покупательской активности: чем они оптимистичнее, тем охотнее потребители расходуют деньги.
Небольшое улучшение потребительского доверия Nielsen связывает со спадом негативных ожиданий в отношении рынка труда: число тех, кто видит благоприятные перспективы, выросло с 16% во втором квартале до 19% в третьем, а доля предвидящих неблагоприятный сценарий снизилась с 80% до 77%. Благодаря этому тренд на экономию немного ослаб, констатирует Nielsen. О сокращении своих расходов по сравнению с годом ранее в третьем квартале говорят 73% против 76% в предыдущие кварталы: с 59% до 55% уменьшилось число экономящих на развлечениях вне дома, с 63% до 59% — на одежде, с 36% до 33% — на ремонте и покупке дорогих товаров для дома.
Ритейлеры, однако, пока не видят устойчивой тенденции к восстановлению спроса. В Sela отмечают рост продаж последние два месяца, но склонны связывать его с сезонным фактором. "Холодно, люди покупают теплую одежду",— объясняют в компании. В продовольственных сетях также не видят увеличения спроса на продукты, но при этом не фиксируют и его снижение, несмотря на то что, по их данным, более 80% россиян экономят на повседневных товарах.
Потребительский спрос по основным категориям остается стабильным, говорит представитель ГК "Дикси" Антон Пантелеев. По его словам, покупатели по-прежнему уделяют особое внимание товарам первой цены и реализующимся через промоакции. "При этом, например, в категории мяса покупатели стали чаще интересоваться более дорогими товарами — например, мясом индейки, которое за последние несколько месяцев показывает тенденцию к росту",— отметил господин Пантелеев. Директор по маркетингу "Пятерочки" Полина Киселева говорит, что в третьем квартале этого года трафик сети вырос на 4,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года: "Это довольно ощутимый рост, который сопоставим с показателями первого полугодия 2015 года, когда российский покупатель начал активно менять свою модель потребления на более экономичную, адаптируясь к кризису". Прирост трафика госпожа Киселева, впрочем, в значительной степени связывает с эффективным управлением промо и адаптацией цен вслед за предпочтениями покупателей.
Nielsen, в свою очередь, заметил, что готовность тратить среди россиян остается низкой: количество заявляющих об уместности совершения покупок снизилось с 18% во втором квартале до 16% в третьем. В то же время на 6 п. п., до 40%, выросла доля тех, кто сократил расходы на ежегодный отпуск. В Nielsen такую тенденцию связывают с тем, что третий квартал традиционно является сезоном отпусков, когда потребители непосредственно столкнулись с необходимостью тратиться на отдых.