17 августа 1998 года в России был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств на общую сумму около $72,7 млрд.

Повторение кризиса 1998 года в РФ сегодня невозможно, считает российский Минфин и эксперты, опрошенные ТАСС.

Ровно 18 лет назад - 17 августа 1998 года - в России был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств на общую сумму около $72,7 млрд. Одной из главных причин кризиса было падение цен на нефть в два раза, до $9,1 за баррель. По расчетам Московского банковского союза, потери экономики России от кризиса в августе 1998 г. составили $96 млрд. Российский ВВП в 1998 г. сократился в три раза до $150 млрд, внешний долг страны превысил $200 млрд. Кроме того, в три раза выросла инфляция, а весь кризисный период 1998-1999 годов население страны стало ассоциировать со словом "дефолт".

Совсем другая экономика

Сегодняшняя ситуация в российской экономике в корне отличается от конца 1990-х. На данный момент госдолг РФ составляет около 15% от ВВП, а объем международных резервов ЦБ на 1 августа 2016 г. достиг $393,9 млрд. Для сравнения, в 1998 г. госдолг составлял около 68% от объема ВВП, а объем международных резервов на 1 января 1999 г. - $12,2 млрд. Кроме того, по мнению экспертов, сейчас от воздействия внешних шоков российскую экономику уберегают плавающий курс рубля и эффективно работающий финансовый рынок.

"Повторение кризиса 1998 года невозможно, потому что дефолт по суверенным обязательствам правительства - вообще ситуация беспрецедентная", - заявил ТАСС замминистра финансов РФ Алексей Моисеев. По его словам, в 1998 году вся банковская система оказалась без ликвидности. "Сейчас это невозможно, пример тому - декабрь 2014 года, когда необходимая ликвидность была предоставлена, ранее пример - четвертый квартал 2008 года - первый квартал 2009 года", - сказал Моисеев.

С июня по декабрь 2014 года российская валюта обрушилась по отношению к доллару в 2,2 раза. В конце 2014 г. - начале 2015 г. Банк России заметно увеличил предоставление ликвидности банковскому сектору. По данным ЦБ, на 11 декабря 2014 года объем средств, выданных банкам по операциям РЕПО, достиг около 3,8 трлн рублей.

Основным фактором, поддерживающим сегодняшнюю экономику России, является низкий госдолг, считает руководитель дирекции долговых рынков "Уралсиб Кэпитал" Дмитрий Дудкин. "Есть второстепенные факторы, связанные с тем, что основная часть госдолга - не внешний, а внутренний долг. Около $40 млрд внешнего долга - вообще очень маленькая сумма, которую можно выплатить из нефтяных доходов почти независимо от того, какой будет цена на нефть. Плюс резервы правительства, которые составляют 10% ВВП. Резервы ЦБ больше, они составляют где-то приблизительно 30% ВВП. Конечно, не может быть сейчас такого кризиса, как в 1998 году", - отметил эксперт.

Прошло 18 лет, и сейчас экономика очень сильно отличается от той, какой она была тогда, заявил ТАСС руководитель направления "Макроэкономика" Центра стратегических разработок (ЦСР) Павел Трунин. "Это касается и устойчивости финансовых рынков, - тогда финрынки были практически неразвиты. Госдолг, который тогда был большой и краткосрочный, сейчас очень маленький. Компании постепенно реструктуризируют и постепенно выплачивают внешнюю задолженность", - сказал он. Кроме того, по словам Трунина, текущий плавающий курс рубля позволяет сглаживать колебания внешней конъюнктуры. "Поэтому повторение тех событий в текущей ситуации, даже если мы говорим о дефолте и падении курса пять раз в течение года, которые тогда произошли, представляется малореальным", - подчеркнул он.

Россия научилась бороться с кризисами

Помимо улучшения общей макроэкономической ситуации, сегодня в России вырос уровень государственного управления и антикризисного менеджмента. "Сейчас в России другое качество работы ключевых институтов. Банк России и Минфин - это сейчас институты совсем другого качества и совсем другого уровня, чем они были в 1998 году. Это и работающая бюджетная политика, и гораздо лучше функционирующая система, связанная со ставками, с политикой ЦБ. Мы можем сейчас ставку поднять - и мы видим результат. Тогда эффективность этих механизмов была в разы меньше", - говорит главный экономист по России и СНГ "Ренессанс Капитал" Олег Кузьмин.

В числе факторов, которые не позволят повториться дефолту в современной ситуации, замминистра финансов РФ Алексей Моисеев называет более ответственную бюджетную политику. "В условиях такого же внешнего контекста - падения доходов и снижения цен на нефть - правительство смогло принять меры по обеспечению сбалансированности бюджета", - сказал он.

По словам Павла Трунина из ЦСР, власти извлекли уроки из кризиса 1998 года. "И во многом боязнью его повторения был создан стабилизационный фонд, который позволил сглаживать последствия двух кризисов. В 1998 году высокий дефицит бюджета поддерживался за счет дорогого краткосрочного государственного долга. Сейчас дефицит бюджета поддерживается на более - менее приемлемом уровне. Власти вообще озабочены проблемой макроэкономической стабильности", - заявил он.

Ко всему прочему, в 1998 году присутствовал фактор жесткого политического противостояния президента и правительства с Госдумой, единственной задачей которой в то время был импичмент президента Ельцина, рассказал ТАСС глава ЦБ в период 1995-1998 гг. Сергей Дубинин. "Работали они по принципу "чем хуже, тем лучше". Чисто популистские заявления, обещали всем и всё, требовали в невероятном объеме денег требовали от правительства, никто не в состоянии был выполнить все их пожелания или, как выражался Черномырдин, "хотелки". Все это привело к кризису", - вспоминает Дубинин. Сейчас ситуация абсолютно другая, уверен он - финансовая система РФ прошла за это время еще через два кризиса, выдержав их без развала и дефолтов.

Дефицит бюджета на повестке дня

Основной сложностью для российской экономики сегодня является дефицит бюджета, над сокращением которого работает правительство. В бюджет-2016 Минфин заложил дефицит бюджета РФ в 2016 году в размере 3% ВВП, а в 2017 году, по прогнозу министерства, дефицит составит 3,2%. Превышение расходов бюджета над его доходами вызвано рекордным падением цен на нефть, средства от продажи которой составляют наибольшую статью поступлений в российскую казну. С максимумов июня 2014 года цена барреля нефти Brent упала к настоящему моменту на 57% - до $49 за баррель, а в январе текущего года цена этого сорта нефти снижалась до $27,1 за баррель - минимального уровня с 2003 года.

Основной механизм борьбы с бюджетным дефицитом - постепенный выход на траекторию экономического роста, считает Дмитрий Дудкин из "Уралсиб Кэпитал". По его словам, достаточно в 2017 году достичь роста ВВП на 1-1,5%, и дефицит бюджета сократится вдвое, до 1,5% ВВП. "По большому счету, это единственный выход. Фискальная проблема, безусловно, существует, она долгосрочная. Но она настолько в более комфортных условиях у нас пока, что с 1998 годом, конечно, нельзя сравнивать с точки зрения долговой нагрузки, с точки зрения наличия резервов у ЦБ", - сказал эксперт.

Тем не менее, бюджетный дефицит как таковой не является фатальным, добавляет бывший глава ЦБ РФ Сергей Дубинин. "Все ведущие страны сегодня живут с бюджетным дефицитом. Научиться жить с дефицитом можно. Для этого надо, чтобы облигации - как национальные, так и частные - успешно размещались на рынке. Рынок национальный узок - для этого нужно выходить на международный. А для этого нужно иметь нормальные отношения с международным финансовым сообществами, ну и, соответственно, как-то заканчивать с санкциями", - считает экономист.

После введения санкций в адрес РФ в 2014 г. аппетит зарубежных инвесторов к российским бумагам сильно снизился. Однако спустя два года влияние этих ограничений стало заметно слабее. По данным ЦБ РФ, прямые иностранные инвестиции (FDI) до введения санкций в адрес РФ в 2014 г. составляли от $6 млрд до $15 млрд  за квартал. После введения санкций с третьего квартала 2014 г. этот показатель стал равен нулю. Однако во втором квартале 2016 г. компании привлекли 6 млрд долларов FDI. Кроме того, несмотря на санкции, Минфин РФ 24 мая впервые с 2013 года разместил суверенные евробонды. Всего по итогам размещения были проданы бумаги на сумму 1,75 млрд долларов при спросе 7 млрд долларов. Доходность первых пост-санкционных евробондов составила 4,75% годовых - ближе к нижней границе коридора.