Российские компании, работающие на розничном рынке, снижают курсы доллара и евро, чтобы сохранить спрос на товары.

Наиболее яркие примеры - в турбизнесе, который очень чувствителен к колебанию курсов. Сейчас некоторые компании проводят акцию "стоп евро", говорит вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин.

"Но, как правило, курс фиксируют те, кто может себе это позволить. Например, турфирмы, которые резервировали блоки мест в самолетах заранее, еще по старой цене. Или компании, имеющие собственный авиапарк или суда", - рассказал Юрий Барзыкин. "Мы понимаем, что высокий курс евро является барьером для российских граждан при приеме решения о путешествии. Потому фиксируем курс на каюты и питание", - привела пример Анна Сорокина, руководитель отдела маркетинга одной из круизных компаний. Сейчас перевозчик зафиксировал курс на уровне 60 рублей за 1 евро.

Продажа товаров по установленному ниже рыночного валютному курсу характерна для сферы розничных услуг, к которой можно отнести и реализацию туристских путевок, говорит главный экономист консалтинговой компании "ПФ Капитал" Евгений Надоршин. "Кстати, фиксирование курса не всегда является реальной скидкой. Мы, например, не знаем, какая цена закладывалась изначально в договорах турфирмы с ее партнерами за рубежом. Так что в ряде случаев это маркетинговый ход, на который идут компании, которые хотят привлечь клиентов в нынешних непростых экономических условиях", - полагает Евгений Надоршин.

При этом серьезного влияния на общую ситуацию в экономике такие меры не оказывают, убеждены эксперты. То есть это личная бизнес-стратегия компании, которая планирует свой доход.

Что касается перспектив валютных курсов, то сейчас нет оснований ожидать удорожания рубля. 

"Незначительное укрепление рубля по отношению к доллару и евро в течение февраля и начале марта, скорее всего, явление временное. Дальше многое будет зависеть от того, как пройдут переговоры между странами ОПЕК и другими государствами, добывающими нефть, в Москве в 20-х числах марта, - говорит Евгений Надоршин. - Но, как бы они ни прошли - успешно или не очень, вряд ли можно ожидать кардинальных изменений на валютном рынке. Большинство российских и ряд зарубежных компаний открыто заявляют о намерении не снижать объемы добычи нефти. При таком раскладе не стоит ждать подорожания рубля в течение ближайшего полугода".

Что касается турбизнеса, то нынешнее снижение курса доллара и евро в ряде компаний - примета низкого сезона, вряд ли фирмы пойдут на это в разгар летних отпусков. Впрочем, у граждан есть возможность сэкономить не только на фиксированном курсе, но и на акциях раннего бронирования - когда, например, тур на лето покупает сейчас. 

"Как правило, такие акции заканчиваются к апрелю, в отдельных случаях к началу мая и дают возможность купить путевку со скидкой. По круизным направлениям она может доходить до 60 процентов, по отдельным странам типа Греции и Испании - до 30-40 процентов", - говорит Юрий Барзыкин. А еще, советует эксперт, надо внимательно читать договор с турфирмой. Лучше, если в документе будет указана невозможность менять стоимость путевки в зависимости от колебаний курсов.