Подавляющее большинство — 71% — россиян назвали нынешнюю экономическую ситуацию в стране кризисом, тогда как год назад такой ответ давали чуть более половины (53%) опрошенных. Об этом свидетельствуют результаты февральского исследования холдинга «Ромир». В целях противостояния кризису респонденты по-прежнему готовы экономить.

С мыслью о некоторых проблемах экономического характера пребывают 23% респондентов. При этом почти неизменной осталась доля россиян, которые не заметили никаких экономических проблем в стране — 2% против 3% в прошлом.

Доля тех, кто воспринимает кризис через рост цен и высокую инфляцию с прошлого года не изменилась: так по-прежнему считают 79% россиян. Как и в прошлом году половина (52%) участников опроса назвали признаком кризиса девальвацию рубля. Более трети россиян (35%) видят проявление кризиса в сокращении зарплат. И этот показатель вырос на треть по сравнению с прошлым годом. Еще треть респондентов (34%) упомянули о сокращениях персонала на предприятиях и росте безработицы. 

Однако, несмотря на трудности на работе в виде сокращения зарплат и персонала, число испытывающих трудности с выплатой кредитов за год не изменилось и осталось на уровне почти одной пятой доли населения (19%). 

В полтора раза сократилась доля россиян, которые ощущают кризис через напряженную международную ситуацию в стране — с 32% до 21%. Об ответных санкциях России в отношении западных стран упомянули 11% респондентов, что немного меньше показателя прошлого замера. Таким образом, резюмируют эксперты, можно говорить о том, что кризис россияне воспринимают все-таки через призму собственного кошелька, а не макрособытий. 

Что касается способов преодоления экономических трудностей, то, в целом, россияне своих стратегий экономии не изменили. Однако по сравнению с прошлым годом немного сократилась доля тех, кто собирался урезать свои траты на многие статьи расходов. Так, перераспределяют семейный бюджет в пользу еды и самого необходимого 39% россиян. В прошлом году такой ответ давали 43% респондентов. 

О сокращении расходов на отдых и развлечения завили 28% респондентов, что немного меньше аналогичного показателя прошлого года (32%). Также сократилась доля тех, кто отказался или планирует отказаться от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования — с 30% до 22%. Однако более чем в полтора раза выросла доля тех, кому пришлось в целях общей экономии сократить расходы на еду и товары первой необходимости — с 17% до 27%. То есть получается, что в целом россияне предпочитают больше экономить на еде и товарах повседневного спроса, но чуть реже отказываться от развлечений, отдыха и дорогостоящих покупок, говорят эксперты.