Продукты и товары для женщин в среднем на 10 процентов дороже аналогичных товаров для мужчин. К такому выводу пришел Совет потребителей Нью-Йорка, изучив 800 одинаковых продуктов для мужчин и женщин, американцы выяснили, что женщины сильно переплачивают.

По мнению опрошенных "РГ" экспертов, в России схожая ситуация, производители и продавцы вынуждены считаться с мировыми ценами из-за большой доли импорта. Товары для россиянок в среднем выше на 7 процентов. И в этом сейчас еще раз убедятся мужчины, выбирающие подарки своим дамам к 8 Марта.

На Западе активисты уже популярного движения против ценовой дискриминации женщин добиваются принятия отдельных законов, запрещающих делать "сексистское" различие в стоимости товаров. Наши женщины не так остро реагируют на ценники.

Ярким примером "розового налога" является ценовая разница на одежду. При производстве из одинаковых материалов женский гардероб выходит на 8 процентов дороже мужского.

Но цена для женщин выше только на трендовые модели, ассортимента high risk, уверена Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group. А вот на базовые модели - трикотаж и джинсы - разницы в цене нет. "Себестоимость производства женской одежды поднимается за счет обилия деталей, вытачек, нестандартных конструкций, дополнительной отделки (стразы, пайетки, вышивка). В мужском ассортименте просто нет сопоставимых моделей", - говорит Гаспарян. При этом формальный мужской деловой костюм в сегменте люкс, как правило, будет даже дороже, хотя особой дизайнерской работы там нет.

Доля женской одежды превышает половину (55 процентов) от общего оборота этого рынка. Только четверть занимает мужская одежда. Однако в ближайшие 5-10 лет мужской сегмент будет расти. Это связано с появлением нового поколения "мужчин - активных потребителей моды" (рожденных в период 1990-2000 годов).

"Женщины не в состоянии терпеть одни и те же вещи, тогда как мужчины могут годами ходить в одном костюме. Они скорее откажутся от поездки на отдых, зато купят новые туфли", - объясняет ситуацию председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Он напомнил, как формируется цена в зависимости от потребностей мужчин и женщин. Например, если цена на сигареты или алкоголь поднимется на процент, их потребление мужчинами не сильно сократится. А вот если цена поднимется на шоколад, то спрос со стороны мужчин сократится, а со стороны женщин останется прежним. "Эластичность цены на одежду, обувь, косметику, парфюмерию подвержена большему спросу со стороны женщин", - считает эксперт.

Другие товары, которые облагаются "розовым налогом", - средства личной гигиены (с одинаковым составом и отличием только в запахе. - Прим. ред.), оказываются дороже мужских на 13 процентов. Шампуни и кондиционеры различаются в цене на 48 процентов, мыло и гели для душа в среднем дороже на 10 процентов. И даже игрушки для девочек на 11 процентов дороже аналогов для мальчиков, говорится в сообщении Совета потребителей Нью-Йорка.

Производство средств личной гигиены в России на 70 процентов импортного производства. Бритвенные станки с пометкой "для женщин" дороже мужских (ценовая разница 11 процентов), при этом их производство нельзя назвать более трудоемким. Да и качество "розовых" станков уступает мужским. Но заставить покупать дам мужские товары не представляется возможным. "Не каждая женщина согласится заменить "свои" товары даже на более качественные мужские", - говорит Петр Шелищ.

Многие россиянки готовы заплатить любые деньги, главное - хорошо выглядеть, поясняет клинический психолог Юлия Яковлева. Наши женщины привыкли следить за собой, быть привлекательными, и не важно, сколько придется заплатить.

Владельцы российских магазинов одежды стали делать ставку на более базовые вещи. "Сейчас проводятся закупки коллекций осенне-зимнего сезона, и в среднем сегменте многие байеры почти полностью отказываются от одежды с ярко выраженной модной направленностью. В категории "люкс" таких резких изменений пока не наблюдается", - отмечает президент Союза русских байеров Елена Бугранова.

Также происходит ротация брендов: некоторые марки уходят с рынка, их место занимают новые. В первую очередь те, кто готов предложить более выгодные условия оптовым покупателям. Как правило, это малоизвестные производители, которые не вкладываются в рекламу, но предлагают качественные вещи по приемлемой цене.

На этом фоне растет популярность отечественных брендов. Наши дизайнеры могут предложить европейское качество, но при этом у них более привлекательные цены.