Основной стратегией экономии выбирают походы в магазины с низкими ценами.

Половина россиян заявляют о снижении своих доходов. Об этом говорится в последнем исследовании «Российский покупатель в новых экономических условиях» компании Nielsen (есть в распоряжении редакции). При этом 97% покупателей жалуются на рост цен, и 58% характеризуют его как значительный. В качестве стратегии экономии большинство россиян выбирает поход в эконом-магазины и покупки продуктов по акциям. Как говорится в исследовании, 50% опрошенных в декабре ответили, что их доходы значительно или немного упали по сравнению с сентябрем. 67% отметили, что стали тратить значительно или немного больше денег на сопоставимые покупки.

«Рост цен в декабре по сравнению с сентябрем отметили 97% российских покупателей, из них 58% характеризуют рост цен как значительный, 39% — как небольшой», — пишут авторы исследования.

Чтобы сэкономить, 62% покупателей выбирают магазины с более низкими ценами (+6% по сравнению с мартом 2015 года), 48% ищут продукты по специальным ценам (+9%).

«Ключевыми параметрами выбора магазина остаются низкие цены на большинство товаров (76%), справедливое соотношение цены и качества (71%), интересные и привлекательные промоакции (61%, +7% по сравнению с мартом 2015 года)», — говорится в исследовании.

При этом роста тех, кто сократил объем покупок товаров повседневного спроса, не наблюдается: как и почти год назад, от товаров не первой необходимости отказываются 42% покупателей.

— Дело, скорее всего, в  том, что сильнее ужиматься в  потреблении уже не получается. В случае, когда объем покупок FMCG (Fast Moving Consumer Goods, товары повседневного спроса и продукты питания. — «Известия») изменить нельзя, покупатели ожидаемо гоняются за промоакциями и подбирают более доступные магазины, — объяснила Марина Ерскова, руководитель практики «Эффективность продаж» Nielsen в России.

Закупки впрок в качестве стратегии экономии осуществляет только каждый десятый.

— Тренда на совершение  крупных закупок впрок в качестве  меры экономии не наблюдается, так как ощутимый рост цен  не позволяет покупателям увеличивать  на это бюджет, заложенный на FMCG, и зачастую приобретение товаров по скидкам представляется более выгодной стратегией даже в долгосрочной перспективе, — отметила Марина Ерскова.  

Исследование показывает, что все больше россиян связывают ухудшение условий жизни с изменениями курса валют. В марте 2015 года снижение уровня жизни по причине ослабления курса рубля к доллару и евро прогнозировали 44% опрошенных, к сентябрю 2015 года их число возросло до 50%, а в декабре 2015 — уже до 55%.

«Убывает количество тех, кто считает, что ослабление рубля — временное явление и ситуация скоро улучшится: в марте и в сентябре 2015 года около 40% верили в быстротечность валютной волатильности и повышение условий жизни в ближайшем будущем, но в декабре количество «оптимистов» сократилось до 29%», — сообщается в материалах Nielsen.

Введенные Россией продовольственные санкции по-прежнему мало волнуют россиян. Доля покупателей, обеспокоенных эмбарго на ввоз европейских и американских товаров, остается прежней — на уровне 25%, и о заметном влиянии этой меры на экономику страны все так же говорят около трети респондентов. Из-за запрета на импорт продуктов из Турции переживают 27%, а в том, что эта мера окажет заметное влияние на экономику, убеждены 24%.

Отметим, исследование «Российский покупатель в новых экономических условиях» проходило в декабре 2015 года в семи городах-миллионниках (Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре) и в 22 городах с населением свыше 500 тыс. человек.

Финансовый консультант консалтинговой группы «Личный капитал» Дмитрий Герасименко назвал правильным подходом выбор более дешевых магазинов и поиск товаров по акциям.

— В данном случае это вынужденная мера из-за сокращения  доходов и роста расходов. Что касается стратегии, большинство наших граждан сильно закредитованы, и в качестве стратегии я рекомендовал бы выход из кредитной кабалы и создание накоплений. Откладывать порядка 10-15% доходов может себе позволить практически каждая семья. Необходимо создать резервный фонд, на который можно существовать 5-6 месяцев в случае потери дохода, — посоветовал Герасименко.

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ отметил, что, выбирая продукты подешевле, россияне не всегда экономят в действительности.

— Наш человек, как и  раньше, раз в неделю едет в  большой супермаркет и закупается  там на неделю. Для него болезненно  сокращать список продуктов, поэтому  в условиях ограниченной денежной  суммы он очень внимательно  смотрит на цену. Но цены растут  не только с помощью переписывания  ценников, есть более тонкие вещи, которых потребитель обычно не  замечает. Самый примитивный — когда уменьшается количество  товара в упаковке. Например, сейчас  уже редко встретишь упаковку  в литр — продают 900-950 миллилитров. Пачка масла вместо привычных 200 грамм стала 180, — объясняет Шелищ.

Он добавил, что меняется и качественный состав продуктов. Ради экономии многие производители начинают использовать более дешевое сырье, заменяя муку высшего сорта сортами пониже или заменяя молочные жиры пальмовым маслом.

Как ранее сообщал Росстат, реальные располагаемые денежные доходы населения России в 2015 году, по предварительным данным, упали на 4% по сравнению с 2014 годом. Согласно данным Росстата и Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), впервые с 1998 года в 2015-м разница между доходами и расходами россиян стала отрицательной, составив 420 млрд рублей.