Такое сокращение ведет к тому, что во многих населенных пунктах жители останутся без банковских услуг.

За год российские банки существенно сократили число своих подразделений, пытаясь оптимизировать издержки. По данным Центробанка, за год — с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года — число банковских точек присутствия в стране уменьшилось на 11,1%,  до 38,2 тыс., таких темпов регулятор еще не фиксировал за все время регистрации показателя.

Тренд стартовал в прошлом году: за год — до 1 августа 2014-го банки снизили число точек присутствия на 2% — с 43,6 тыс. до 42,9 тыс. До финансовых потрясений число банковских офисов поступательно росло: по данным на 1 августа 2010 года (первая доступная статистика ЦБ по этому направлению), число точек присутствия банков достигало 37,9 тыс., годом позже — 39 тыс., на 1 августа 2012 года — 41,6 тыс. По данным регулятора, с 2010 по 2013 год число банковских точек присутствия выросло на 80%. Таким образом, текущее падение на 11,1% является самым мощным по меньшей мере с прошлого кризиса 2008-2010 годов.

К подразделениям банков ЦБ относит: дополнительные офисы, кредитно-кассовые и операционные офисы, а также оперкассы вне кассового узла. По закону «О банках и банковской деятельности», а также нормативным актам ЦБ эти категории различаются по функционалу. Допофис банка или филиала проводит все операции по обслуживанию граждан/компаний, предусмотренные лицензией. Кредитно-кассовый офис выдает ссуды компаниям малого бизнеса/гражданам, а также осуществляет кассовое обслуживание физлиц и юрлиц. Оперкасса вне кассового узла принимает и выдает вклады, принимает от граждан коммунальные/иные платежи, проводит сделки с ценными бумагами. Оперофисы осуществляют фактически весь спектр функций допофиса, но имеют ряд ограничений. Например, они не вправе торговать на межбанковском и биржевом валютных рынках, рынке ценных бумаг и иных финансовых активов, связанных с принятием банком финансовых рисков.

По данным ЦБ, за прошедший год сократилось число отделений по всем четырем категориям: число допофисов банков уменьшилось с 24 тыс. до 22 тыс. (минус 9%). Количество оперкасс вне кассового узла сократилось с 7,1 тыс. до 6,2 тыс. (минус 13%), кредитно-кассовых офисов — с 2,45 тыс. до 2 тыс. (минус 19%), операционных офисов — на 6%, с 9,3 тыс. до 7,9 тыс.

В ряде российских регионов сокращение числа точек присутствия банков значительно превысило средний показатель по стране. Антилидерами стали республики Бурятия (минус 23%), Калмыкия и Дагестан (минус 20,8% и 20,5%). В десятку регионов с наибольшим сокращением показателя также вошли: Смоленская, Сахалинская, Тюменская, Челябинская и Омская области, Хакасия (см. инфографику). Несущественно превысили средний уровень снижения подразделений по стране Псковская область (минус 11,2%), а также Мурманская область, Республика Башкортостан и Хабаровский край (все с показателем минус 11,3%), а также Московская, Самарская, Кировская, Курганская, Ярославская и Тульская области (все по минус 12%).

Наименьший негативный эффект от сокращения числа подразделений банков наблюдался в Москве (минус 9,7%). В ряде субъектов РФ зафиксирована положительная динамика. Например, в Крыму и Севастополе число банковских точек выросло на 52,7% и 42,1%, до 149 и 40 точек соответственно. Также положительная динамика наблюдалась в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии (число точек присутствия банков выросло на 6,8% и на 2,2% соответственно).

Директор региональной сети Росбанка Светлана Каримова указала, что в любой кризис на первый план выходит тема оптимизации издержек и нет сетевых банков, которые не пересматривали бы или не уточняли бы свои стратегии регионального присутствия в это время. Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИК «Евроинвест», пояснил, что у банков есть жесткий внутренний учет рентабельности и самоокупаемости отделений в зависимости от их расположения — считается, что новосозданное отделение должно выйти на уровень самоокупаемости через год после его открытия. Если этого не происходит — отделение закрывают. Раньше, когда финансовый сектор был в лучшем положении, более или менее крупные банки могли себе позволить «тянуть» убыточное отделение долгие годы.

— Общее снижение числа банковских отделений на 11% в текущих экономических условиях оправданно и закономерно, содержать малоэффективные точки присутствия — непозволительная роскошь, — комментирует член правления Бинбанка Алексей Фарафонтов. — Расширение географического присутствия отдельных банков сегодня возможно, скорее, не органическим путем (открытие офисов с нуля), а за счет сделок по приобретению других игроков или финансового оздоровления других банков.

Замгендиректора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников указывает, что убыток 30 крупнейших банков России за первые семь месяцев 2015 года составил 10,787 млрд рублей, тогда как до кризиса прибыль банков за один месяц могла достигать 100 млрд. По прогнозам Верникова, после кризиса многие банки не будут восстанавливать свои сети, а станут развивать «бесфилиальный банкинг» с самообслуживанием клиентов через банкоматы и интернет: это более дешевый способ сохранить свое присутствие в регионе, и этот способ лучше подходит странам с высокоцикличной сырьевой экономикой (Россия, Бразилия).

Зампред Азиатско-Тихоокеанского банка Вячеслав Андрюшкин не согласен с этим — закрытые сети небольших банковских точек без проблем и довольно оперативно восстанавливаются, говорит собеседник. Вопрос в том, когда экономике будут нужны эти отделения. Депутат Госдумы Виктор Климов тоже отметил, что сокращение издержек банками в кризис логично и масштабы процесса пока не дают повода для беспокойства, что россияне останутся без банковского обслуживания.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что рост банковской сети (на 2166 точек продаж, или на 5,6%, за 2011 год, на 2130 точек, или на 5,3%, за 2012-й) завершился осенью 2013 года — когда были отозваны лицензии у «Пушкино» (30 сентября 2013 года), затем у Мастер-банка (20 ноября 2013 года), после чего начался банковский микрокризис, сопровождавшийся массовым отзывом лицензий (79 за 2014 год; 53 за 2015-й).

— Наиболее активное сокращение банковской сети началось летом 2014 года (к чистке банковского сектора добавились санкции), — добавляет Осадчий. — Процесс ускорился в начале 2015 года, что было связано с валютным кризисом и ужесточением экономического кризиса российской экономики. Что касается рядового потребителя, то для него не важно, сколько в стране банков — 1000, 700 или 300. Клиентам нужно несколько банковских точек продаж рядом — так, чтобы можно было выбрать самый качественный и удобный банк. Сокращение банковской сети ведет к тому, что во многих населенных пунктах остается один-единственный банковский офис (как правило, Сбербанка; его рыночная доля по итогам первого полугодия 2015 года на рынке кредитования физлиц выросла на 1,8 пункта, до 37,7%, на рынке вкладов сократилась на 0,1 пункта, до 44,9%) или вообще ни одного, это можно назвать дебанкизацией страны.

Предправления организации потребителей «Финпотребсоюз» Виктор Майданюк опасается, что дебанкизация «серьезно обострит социальную обстановку в некоторых регионах, так как нишу банков в розничном кредитовании легко заполняют микрофинансовые организации, займы которых обходятся для граждан существенно дороже». С точки зрения вложения временно свободных денежных средств увеличиваются возможности разного рода финансовых мошенников, финансовых пирамид, добавил собеседник.