На фоне кризиса и общего тренда по уходу бизнеса в тень выросла и незаконная "обналичка" по корпоративным банковским картам. Об этом свидетельствуют результаты исследования таких операций, проведенного Национальным платежным советом. С третьего квартала прошлого года доля операций по снятию наличиных с этих карт выросла с 56% до 62%. Вкупе с ростом средней суммы снятия наличных это может быть свидетельством того, что карты используются не по назначению.

В распоряжении "Ъ" оказались результаты анализа рынка карт физических и юридических лиц, проведенного НП "Национальный платежный совет" (НП НПС) на основе данных ЦБ. Цифры показывают рост доли операций по снятию наличных с корпоративных банковских карт в последнее время. Согласно результатам исследования, по итогам первого квартала доля таких операций составила 62,4%. Активизация снятия наличных произошла в третьем квартале прошлого года, когда доля выросла с 56,4% до 61,3%. Такой заметной динамики данного показателя не наблюдалось с конца 2011 года: в этот период доля наличных, если и росла, то обычно в пределах 2 процентных пунктов. При этом по картам физлиц наблюдается и вовсе обратная динамика: растет доля безналичных операций, свидетельствует исследование. "Все это вкупе наводит на мысль о растущем объеме использования корпоративных карт для незаконного обналичивания средств,— отмечает президент НП НПС Алма Обаева.— Не исключено, что корпоративные карты могут использоваться компаниями и для безналоговой выплаты зарплаты сотрудникам".

По ее словам, НП НПС намерена обратить на эту проблему внимание ответственных регуляторов, так как "ситуация явно носит нездоровый характер".

По ее словам, красноречива и динамика средней суммы снятия наличных с корпоративных карт. В первом квартале она составила 68 тыс. руб., при этом переломным моментом, после которого начался рост этого показателя, был также третий квартал прошлого года (тогда, по данным исследования, сумма операции выросла сразу с 52,9 до 59,2 тыс. руб.).

Корпоративные карты выпускаются банками для клиентов-юрлиц, и в отличие от банковских карт для граждан являются собственностью компаний. В свою очередь, компании выдают своим сотрудникам корпоративные карты, привязанные к единому счету, в частности, для трат в командировках или представительских расходов. По итогам первого квартала общее число выпущенных корпоративных карт, по оценкам ЦБ, составило 800 тыс. штук.

В официальной беседе банкиры, конечно же, отрицают возможность незаконного обналичивания средств с корпоративных карт своих клиентов. "В международной практике корпоративные карты используются для командировочных, представительских расходов и т. д.,— отмечает член правления банка "ФК Открытие" Наталия Матюнина.— В России же есть клиенты, которые зачастую берут с собой карты и снимают с них наличные, например, для расчетов с физлицами--поставщиками молока и мяса, металла, вторсырья, которым быстрее и проще получить оплату в наличной форме". По ее словам, банк пристально отслеживает подобное поведение клиентов и получает от него все необходимые подтверждения целей снятия средств с корпоративных карт, поэтому риск их использования в незаконных целях в добросовестных банках с отлаженным комплаенсом полностью исключен. "Банки имеют возможность устанавливать лимиты на снятие наличных с корпоративных карт,— добавляет сопредседатель комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин.— И если у него вызывает вопросы динамика обналичивания средств, он проводит расследование и вправе отказать клиенту в обслуживании при наличии подозрений, что его операции ведут к отмыванию или уклонению от уплаты налогов (согласно "антиотмывочному" законодательству.— "Ъ")".

Компании также заверяют, что контролируют наличные расходы по корпоративным картам или и вовсе их запрещают. "Наши сотрудники имеют право снять наличные с корпоративной карты, естественно, подтверждая затем свои наличные расходы",— отмечает финдиректор "Евросети" Дмитрий Мильштейн. Однако такой политики придерживаются не все. "Мы не разрешаем сотрудникам снимать наличные с корпоративных карт, ими можно только оплачивать товары и услуги",— отмечает президент ГК "Фаворит Моторс" Владимир Попов.

В неофициальной беседе представители комплаенс-подразделений банков все же признают, что риск использования корпоративных карт для незаконного обналичивания есть и весьма велик. "Мы изначально были против внедрения такого продукта в нашем банке, так как фактически это совершенно легальный инструмент обналичивания средств юрлиц,— говорит глава службы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма банка из топ-50.— В итоге сошлись с бизнес-подразделением на том, что устанавливаем лимиты снятия наличных по этим картам и держим их на особом контроле". Однако подобной тактики придерживаются далеко не все банки, и даже среди крупных есть те, кто не отслеживает пристально наличные операции клиентов.

Полностью решить проблему с незаконной обналичкой через коорпоративные карты можно только запретив снятие наличных с них, считают эксперты. Впрочем, для крупных компаний с присутствием в регионах, где проникновение эквайринга остается на низком уровне, это будет неудобно.