Почему дистанционный формат корпоративного обучения становится все более востребованным среди современных компаний? В чем его особенности и преимущества для финансовых специалистов? Как происходит обучение сотрудников в онлайн-формате? Подробно обо всем этом читайте в интервью с гостем нашего портала — директором Финансовой академии «Актив», Кучер Еленой.

О собеседнике.

Кучер Елена Владимировна — эксперт в дистанционном обучении финансовых специалистов, руководитель Финансовой академии «Актив».

Елена, расскажите о наиболее явных тенденциях, которые сегодня наблюдаются в сфере корпоративного обучения.

 — Начну с того, что в условиях обостренной экономической ситуации современные руководители рассматривают человеческий капитал, как главный ликвидный актив и ключевой стратегический ресурс компании, а потому осознают необходимость интенсивного развития персонала. Особенно это касается управленцев, финансовых специалистов и бухгалтеров, на чьих плечах держится финансовая стабильность и репутация любой фирмы.

Инвестируя в профессиональное развитие финансовых сотрудников, владелец бизнеса делает ценный вклад в оптимизацию работы и развитие своей компании. Ведь те навыки и знания, которые специалисты получили во время обучения в ВУЗах, уже давно не актуальны, поэтому и возникает необходимость постоянно их освежать и систематизировать.

Сегодня стало актуально говорить о переводе корпоративного обучения на дистанционный формат. Как бы не спорили о его целесообразности, жизнь диктует свои правила. И именно сейчас, в условиях кризиса, когда происходит проверка всех на прочность, бизнес вынужден по максимуму снижать издержки, и, прежде всего, сокращать бюджет на развитие персонала. И здесь руководителю важно выстроить систему корпоративного повышения квалификации специалистов, которая позволила бы, с одной стороны, обеспечивать сотрудников необходимыми практическими навыками, а с другой — оптимизировать затраты на обучение.

Продолжая тему нестабильной экономики... Финансовая академия наверняка ощутила на себе резкое снижение спроса на корпоративное обучение специалистов?

— И да и нет. Сегодня все больше руководителей желают обеспечить своих сотрудников инструментами, с помощью которых они станут более эффективными и результативными. Если раньше к нам обращались преимущественно отдельные физлица, так называемые вечные студенты, которые стремятся всегда быть в авангарде, постоянно совершенствовать свои навыки и подтверждать профессионализм престижными международными квалификациями, то сегодня наблюдается спрос со стороны компаний — корпоративного сектора. Их намерения логичны и понятны — не просто выживать, а достойно удерживать позиции на рынке и оставаться конкурентоспособными. Более того, мы уверенны, что эта тенденция будет прогрессировать. Объясню почему...

Любой руководитель стремится к снижению издержек, а уж в условиях острого кризиса – это первостепенная задача. И вполне нормально, что сегодня многие задаются вопросом: а стоит ли инвестировать в повышение квалификации сотрудников в период неопределенности или лучше «урезать» бюджет на корпоративное обучение? Здесь нужно понимать, что кризис — это не только опасность, но еще и новые возможности для бизнеса, а значит, своевременные инвестиции в персонал позволят правильно воспользоваться этими возможностями — удержаться и даже расширить свою долю рынка.

Бытует мнение, что корпоративное обучение через интернет проигрывает традиционному очному обучению по эффективности. Некоторые ставят под сомнения его достоинства и считают, что это всего лишь модный тренд и неоправданная трата денег. Что скажете?

— Да, согласна, многие действительно считают, что онлайн-обучение — это малоэффективный и весьма ограниченный формат повышения квалификации, где полностью отсутствует связь «преподаватель-слушатель». Но это мнение ошибочно! В дистанционном формате персонализация обучения еще более сильная, нежели в очном — слушатели постоянно связаны со своим наставником и активно контактируют в режиме «вопрос-ответ». Тьютор предоставляет консультации в режиме реального времени, проверяет работы, выявляет ошибки, дает рекомендации и помогает осваивать материал на всех этапах обучения.

Кроме того, в ДО присутствует индивидуальное планирование графика, а это отличная возможность повышения квалификации без отрыва от работы, что не может не радовать современных руководителей. Выбрав онлайн формат, сотрудники смогут обучаться дома, находясь в командировках и даже на отдыхе.

И, наконец, использование дистанционной формы корпоративного обучения позволяет специалистам всегда «держать руку на пульсе», постоянно освежать знания здесь и сейчас, оставаться в курсе важных изменений и нововведений законодательства, а значит, работать спокойно, уверенно и безошибочно. Это в большей степени касается краткосрочных программ — вебинаров и тренингов.

По каким направлениям вы обучаете финансовых специалистов? И возможно ли «заточить» корпоративную программу под конкретную компанию?

Финансовая академия специализируется на корпоративном обучении по 2 ключевым направлениям: МСФО и управленческий учет. Мы предлагаем известные всем сертификационные курсы повышения квалификации от международных институтов ACCA и CIMA, а также разрабатываем программы обучения сотрудников под конкретные запросы заказчиков.

Если говорить о международных стандартах финансовой отчетности, то наибольшим спросом сегодня пользуется программа подготовки к получению Диплома ACCA DipIFR(rus), причем мы предлагаем версии, нацеленные на финансовых специалистов с любым уровнем владения МСФО. Что касается управленческого учета, то все большую популярность обретает подготовка к получению русскоязычного Диплома CIMA DipPM(rus). Кроме того, мы специализируемся на практике постановки управленческого учета в конкретных компаниях, с учетом специфики бизнеса заказчика.

По вашему мнению, какие качества провайдера корпоративного обучения наиболее важны для компании-заказчика?

— Общаясь с клиентами, мы установили, что первое, на что обращают внимание заказчики — это опыт работы учебного центра конкретно в сфере корпоративного обучения и его репутация на рынке, подтвержденная реальными отзывами и успехами выпускников. Не менее важным условием является профессионализм тренеров. Предпочтение всегда отдается провайдерам, чей преподавательский состав включает авторитетных экспертов-практиков, обладателей соответствующих международных квалификаций: АССА, IPFM, CIMA и др. Кроме того, корпоративные заказчики обязательно обращают внимание на % сдачи квалификационных экзаменов своих слушателями, а также  на наличие лицензии на образовательную деятельность. И, конечно же, немаловажным фактором, особенно в период обостренной экономической ситуации, остается стоимость обучения. Собственно, по этой причине многие компании и делают решающий выбор в пользу использования новейших информационных технологий в развитии персонала.

Расскажите, пожалуйста, как происходит обучение сотрудников в дистанционном формате?

Начну с того, что онлайн-обучение осуществляется посредством технологии e-learning на специализированном портале. Система дистанционного обучения разработана нашей группой программистов на базе Moodl. В учебный комплекс мы интегрировали модуль сервиса вебинаров, который тоже является нашей разработкой. Наш портал имеет удобный, простой и интуитивно понятный интерфейс, а также предусматривает постоянную поддержку администраторов.

Слушатели курсов самостоятельно планируют график и интенсивность обучения в рамках установленного срока, участвуют в онлайн-семинарах, получают доступ к электронным учебным материалам и видео-урокам. На всех этапах обучения их сопровождает  наставник, выполняют самостоятельные работы, могут общаться на форумах и получают интерактивную сервисную поддержку. Система обучения модульная. В конце каждого модуля нужно пройти тест, успешная сдача которого является обязательным условием перехода на следующий уровень. Все это позволяет нам контролировать промежуточный уровень усвоения материала.

Есть ли дополнительные преимущества у дистанционного корпоративного обучения?

— Да, конечно! Важным преимуществом, особенно в условиях кризиса, для региональных компаний и холдинговых структур, имеющих широкую сеть филиалов, есть возможность оптимизировать расходы на обучение своих специалистов, исключив затраты на командировочные, проживание в гостиницах, закупку учебных материалов и другие организационные моменты.

Во-вторых, дистанционное обучение развивает у специалистов навыки самостоятельной работы, которые сегодня представляют высокую ценность. Так, руководитель будет знать, что его бухгалтеры и финансовые менеджеры способны адаптироваться под динамично меняющиеся рыночные условия, своевременно выявлять пробелы в работе компании и заниматься поиском оптимальных решений без постоянного напоминания и тотального контроля.

А как руководитель компании сможет оценить результаты обучения своих сотрудников?

— Очень легко и удобно. Наши администраторы формируют и предоставляют полную статистику в виде отчетов об успеваемости сотрудников, благодаря которым руководители могут быстро и эффективно отслеживать их успеваемость и степень вовлеченности в процесс обучения.

Не получится ли так, что специалист будет валять дурака и обучение будет безрезультатным?

Конечно, многое зависит от самомотивации слушателей. Мы, в свою очередь, эту мотивацию поддерживаем, обеспечивая непрерывный контроль и грамотную поддержку на всех этапах обучения. Это не дает нашим студентам расслабляться и обеспечивает 100% эффект. Система входного, промежуточного и финального тестирования позволяет тьюторам объективно диагностировать результаты процесса обучения, а слушателям — мотивировать себя и быть нацеленными на итог в виде получения новых профессиональных навыков.

Нужно помнить, что свободный график — это тоже график! Специалисты могут самостоятельно выбирать, когда посмотреть вебинар, когда заняться изучением дополнительных материалов, когда пройти промежуточный тест. Но они также несут персональную ответственность и должны составить приблизительный план изучения курса, в соответствии с загруженностью на работе и повседневными делами, и стараться его придерживаться.

А кого вы привлекаете в качестве преподавателей?

— Практика показала, что далеко не каждый «преподаватель-звезда», практикующий в очном обучении, столь же успешен в онлайн формате. Переход от традиционного обучения к дистанционному требует от тренера нового подхода к содержанию, продолжительности, организационной схеме изложения материала и способам передачи знаний. Организуя онлайн-преподавание, тренер должен четко знать ответ на вопрос: как взаимодействовать со слушателями? Ведь ему предстоит добиться победы в борьбе за внимание  виртуальной аудитории и обеспечить ее вовлеченность в процесс обучения.

Наши преподаватели — это амбициозные эксперты-практики, которые отлично владеют инструментами тьюторства и точно знают, как сделать изучение финансовых дисциплин в онлайне максимально эффективным и интересным. Кроме того, мы внимательно следим за всеми инновациями в методологии ДО и обеспечиваем непрерывную подготовку наших тьюторов по специально разработанным методическим программам.

Насколько выражен в корпоративном обучении финансовых специалистов практический аспект?

— Для корпоративных заказчиков ключевым фактором является приобретение сотрудниками конкретных практических навыков. Каждая из наших обучающих программ — это 90% реальной практики и 10% систематизированной теории. Вебинары, тренинги и курсы предполагают решение большого количества практических кейсов и задач, актуальных как для современного бизнеса в целом, так и конкретно для специфики работы компании-заказчика. Все это позволяет обеспечивать финансовых специалистов мощным источником знаний и свежих идей для развития компании и продуктивного решения текущих задач.

А можете привести пример корпоративной программы, которую ваша Финансовая академия организовала для компании?

В 2014 году мы разработали и провели серию онлайн-тренингов по трансформации финансовой отчетности из РСБУ в МСФО для страховых компаний России. Участвовало более 30 крупных организаций, причем из разных регионов РФ, где особенно остро стоит вопрос доступа к качественному обучению сотрудников и высококвалифицированным экспертам. В результате реализации корпоративной программы мы получили огромное количество позитивных откликов от участников, которые успешно использовали полученные навыки в своей рабочей практике и, что самое главное, с удовольствием продолжили обучение на других наших курсах. А это только подтверждает высокое качество услуг Финансовой академии.

Елена, огромное спасибо вам за содержательные и интересные ответы и за то, что поделились своим опытом. Очень хочется пожелать Финансовой академии «Актив» новых достижений, новых успехов и новых побед!