Некоторые владельцы малых отелей не успевают до 31 декабря 2014 года привести хозяйственную деятельность в соответствие с нормами законодательства РФ и просят продлить переходный период для туристической сферы. При этом отельеры утверждают, что сложности у них возникают не только из-за введения новых правил работы, но и по вине профильных служб, выдающих разрешительные документы и контролирующих работу предпринимателей.

Рано ставить двойки

По российскому законодательству мини-гостиницей считается база размещения с 5-15 номерами, а малым отелем - с 16-50 номерами. При этом отели должны располагаться в отдельно стоящем здании или иметь собственный вход, чего не требуется от помещений квартиросдатчиков. Площадь одноместного номера не может быть менее девяти метров, а двухместного - менее 4,5 метра на человека. В отелях предполагается наличие круглосуточного горячего и холодного водоснабжения, канализации или локальных очистных сооружений. Полный перечень требований к базам размещения - это десятки страниц текста, которые пугают отельеров объемами потенциальных финансовых вложений. Ведь в Крыму многие гостиницы "выросли" из жилых домов, и при строительстве подобные нормы не учитывались.

"Российские законы справедливы, но значительно жестче украинских в вопросах сертификации, санитарных норм, стандартов обслуживания и фискальных мер, - говорится в открытом письме судакских отельеров к крымскому руководству. - Для приведения параметров малых отелей в соответствие с новыми требованиями необходимы дополнительное время и немалые средства".

Предприниматели утверждают, что минувшим летом денег заработать почти не удалось. Для квартиросдатчиков и владельцев мелких гостиниц сезон оказался провальным. Турпоток снизился в два раза и перетек из комнатушек частников в крупные здравницы. Высокая конкуренция вынудила крымчан сдавать номера на 20-50 процентов дешевле, но и при сниженных ценах многие пустовали.

- Есть отели, которые уже в этом году предпочли закрыться, - сетует инициатор письма Наталья Афанасьева. - Малый

отель, владельцем которого я являюсь, с трудом заполняется, но, как любой дом, требует постоянных вложений в ремонт и обслуживание. Хотелось бы, чтобы налоговая нагрузка не росла до тех пор, пока не восстановится турпоток. Кроме того, сертификацию стоит сделать добровольной. Согласитесь, нелепо присваивать звезды жилому дому, пусть даже и очень внушительных размеров. То же касается и санитарных норм. Не перестраивать же людям дома, если уровень освещенности или метраж не дотягивают до нормативов. Более того, оставляет желать лучшего компетентность крымских специалистов, которые должны надлежащим образом разъяснять людям новые правила. Налоговикам, понятное дело, сейчас тоже непросто. Но как ни крути сначала надо научить учителя. Раздавать двойки ученикам пока рановато.

Во многом согласна с ней и хозяйка хостела в Судаке Наталья Кириченко, которая также сетует на недостаток информации о новых нормах.

- Пока мы в них разберемся, ошибки неизбежны. А за ошибки штрафуют, - поясняет она. - Я предлагаю ввести временный мораторий на штрафы и ограничиться в следующем сезоне вынесением предупреждений. За это время люди научатся работать по новым правилам, и порядок в отрасли будет наведен не в ущерб малому бизнесу.

Инициативная крымчанка уже подала свои предложения в управление экономики Судакского горсовета. В частности, она хочет, чтоб государство предоставило на первое время льготы и максимально упростило отчетность.

Устали от очередей

Владелец евпаторийского отеля Сергей Гриневич рассказал "РГ", что ко всему прочему испытывал сложности с оформлением временных сотрудников в Федеральной миграционной службе. Традиционно на сезонные работы в Крым приезжает масса украинцев. Они трудятся поварами, администраторами, горничными. В этом году очереди в ФМС были такие, что оформить людей в соответствии с российскими законами было нереально. По словам отельера, очереди "преследуют" предпринимателей во всех структурах, что очень осложняет работу.

- Мы с марта стоим в очередях. Нам хотелось бы, чтобы в следующем году подобные службы работали более эффективно, - говорит предприниматель. - Продление переходного периода не помешало бы в части оформления документов. Их сейчас невозможно получить оперативно. Например, достроив здание отеля, очень сложно сдать его в эксплуатацию. Есть сложности с оформлением права собственности на землю и строение.

Другие отельеры не считают нужным продлевать переходный период. Однако они также сетуют на массу долгоиграющих проблем и полагают, что службы по оформлению документов должны работать слаженнее и оперативнее.

Не можешь - научим

Чиновники в свою очередь заверяют, что у отельеров достаточно возможностей перестроиться на новый лад, и посему нечего на зеркало пенять... В частности, по данным налоговиков, в Крыму проводится много семинаров для предпринимателей. Мероприятия выездные, и посетить их при желании можно в разных регионах полуострова: в Ялте, Алуште, Феодосии и других городах. В Судаке, к примеру, с мая прошло 16 семинаров, на которых разъясняли законодательство. Очередная встреча запланирована на конец ноября. Начальник отдела работы с налогоплательщиками управления Федеральной налоговой службы по РК Ольга Сверкунова отмечает, что помощь предпринимателям оказывают и различные общественные структуры, в частности, Ассоциация малых отелей Крыма, республиканское отделение "Опоры России" и другие.

- Да, в РФ налоговая нагрузка отельеров будет больше, - соглашается Ольга Сверкунова. - Но налоги платятся в зависимости от полученного дохода. Нет дохода - нет оплаты. Просто предпринимателям надо детально разобраться в системах налогообложения, чтобы сориентироваться, какая им больше подходит, а также теснее взаимодействовать с профильными организациями.

Руководство Ассоциации малых отелей Крыма полагает, что участникам рынка не стоит сгущать краски, и не видит необходимости в продлении переходного периода.

- В украинскую бытность нередко отсутствовал контроль со стороны государства, а в РФ он есть, - говорит председатель ассоциации Валентина Марнопольская. - Правила придется изучать и соблюдать.

Как подчеркивает глава организации, все свои проблемы отельеры смогут обсудить уже в ближайшее время. Сначала между собой - в рамках ассоциации, а потом с представителями министерства курортов республики.

- Мы планируем встречу под эгидой министерства курортов и туризма с приглашением представителей прокуратуры, налоговой службы, МЧС, экологической службы, - рассказала она. - На таких встречах мы можем обсудить все наши проблемы и предложить пути их решения.

Будем жить теперь по-новому

Министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко подтверждает, что правительство плодотворно взаимодействует с Ассоциацией малых отелей.

- Разъяснительная работа проводится, но вопрос в том, насколько люди готовы ее воспринимать, - подчеркивает министр. - Только два представителя индивидуальных средств размещения просили нас оказать помощь в перерегистрации. Мы не видим необходимости в продлении переходного периода.

По словам председателя комитета Госсовета РК по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, у частников было достаточно времени и возможностей, чтобы привести свою деятельность к установленным нормам.

- Я категорически против введения налоговых каникул, - говорит Алексей Черняк. - Все средства размещения должны пройти классификацию до 1 июня 2015 года, соответствовать установленным стандартам и поддерживать должный уровень качества услуг. Пора приучаться жить по-новому.

Комментарий

Светлана Лужецкая, уполномоченный по защите прав предпринимателей в РК:

- Мы сегодня просто обязаны рассматривать каждый вопрос совместно с предпринимателями, от которых мы ждем не только постановки вопросов, но и предложений по их решению. Если отельеры обратятся к нам с такими проблемами, мы их рассмотрим и по возможности окажем поддержку.