"Казахстанские" схемы вывода активов из России трансформировались. Теперь такие операции меньше похожи на фиктивный импорт. Деньги за якобы ввезенные из Казахстана товары не сразу уходят в оффшоры, а сначала оседают в казахстанских банках. Для контроля за новой схемой вывода активов ЦБ обязал российские банки проверять уплату налогов по таким операциям. Правда, сами участники рынка не уверены, что соблюдение новых требований ЦБ убережет их от обвинений в высокой вовлеченности в отмывание.

Перечень операций клиентов, которым банки должны уделять повышенное внимание в связи с их возможной "антиотмывочной" природой, продолжает расширяться. Письмо 168-Т, призывающее банки быть более бдительными в отношении клиентов, импортирующих товары из Казахстана, вместе с Россией и Белоруссией входящего в ТС, опубликовано вчера в "Вестнике Банка России". До сих пор под особое внимание попадали лишь такие схемы, в которых получателями средств в счет оплаты фиктивных поставок товаров с территории ТС, и в частности Казахстана, были третьи лица в иностранных юрисдикциях (вне ТС). Сейчас, как следует из письма, регулятор заинтересовался операциями, когда оплата за импорт из Казахстана поступает в казахстанские же банки. По мнению ЦБ, эти операции могут быть направлены на уклонение от уплаты налогов, оплату "серого" импорта и отмывание преступных доходов.

Речь — о трансформации старых схем вывода активов через Казахстан из более очевидных в менее, после того, как первые были перекрыты, поясняют источники "Ъ", знакомые с ситуацией. "Сделка выглядит более реальной, если оплата по ней поступает в банк, расположенной в стране компании-поставщика, а не в третьи юрисдикции, как раньше", — указывает один из собеседников "Ъ", не исключая, что впоследствии деньги все же выводятся в третьи страны. Масштаб нового бедствия источники "Ъ" не раскрывают, однако, по их словам, он достаточен для того, чтобы начать борьбу с новой схемой. Впрочем, по данным "Ъ", она пришла на смену предыдущим схемам лишь отчасти: из банков схемы стали также перемещаться в другие финансовые организации.

Бороться с фиктивным импортом из ТС ЦБ начал еще в 2012 году, постепенно ужесточая требования к банкам по проверке клиентских операций. Сама по себе эта проблема возникла из-за упрощенного товарооборота внутри ТС, который предусматривает лишь оформление товарно-транспортных накладных при пересечении товаром границы, не предполагая учета таможни. Сначала ЦБ требовал проверять подлинность накладных по различным внешним источникам, потом — реальность поставщиков, а затем и вовсе наделил банки правом отказывать клиентам в проведении таких подозрительных операций и закрывать таким клиентам счета. Результат — если в 2012 году, по данным ЦБ, отток по сомнительным операциям через ТС составил $26,5 млрд ($6,6 млрд за квартал), в 2013 году — $21,8 млрд (или $5,45 млрд за квартал), то в первом квартале этого года через Белоруссию и Казахстан было выведено всего $100 млн.

Способ пресечь новую схему ЦБ уже придумал и, как следует из письма, согласовал с Росфинмониторингом. В своем письме он рекомендует, а по опыту применения таких писем фактически требует от банков запрашивать у клиентов, оплачивающих поставки из Казахстана, документы, подтверждающие реальный характер сделки: заявление о ввозе товаров с отметками налогового органа о его принятии и документ об оплате косвенных налогов. На это у клиента будет два месяца с даты ввоза товаров. Если требуемые ЦБ документы клиент в банк не предоставит, банку придется уделять повышенное внимание всем операциям такого клиента, сообщать о тех из них, которые совершены в рамках данного внешнеторгового контракта, в Росфинмониторинг и даже отказать клиенту в проведении операций. За тем, насколько активно банк пользуется таким правом, ЦБ намерен следить через свои теруправления.

Очередные ужесточения регулятора, по мнению банкиров, будут действенными за счет их прицельного характера. "Новый документ регулятора появился своевременно",— отмечает зампред МДМ банка Наталья Блатова. "Теперь мы, по крайней мере, сможем ссылаться на это письмо, доказывая проверяющим, что приняли все возможные меры для проверки реальности сделки",— добавляет представитель банка из топ-50. Впрочем, не все настроены оптимистично. "От претензий регулятора новые требования к клиентам банк могут и не спасти — за два месяца, пока мы будем ждать подтверждений от клиента, он может провернуть столько подозрительных операций, что пробьет нам порог в 3 млрд руб. (объем сомнительных операций за квартал, превышение которого грозит отзывом лицензии.— "Ъ")",— опасается глава отдела финмониторинга банка топ-30.