Чартерные перевозки популярнее регулярных рейсов, потому что они дешевле и летают в тех направлениях, которые не выполняют регулярные перевозчики. Впрочем, активный чартерный бизнес имеет негативные стороны - многочасовые задержки рейсов по разным причинам.
Исправить ситуацию с задержками рейсов должны новые "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов", вступившие в силу 20 октября этого года. Теперь в случае отмены или задержки рейса по любым причинам, включая погодные, перевозчик обязан организовать хранение багажа, предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до 7 лет.
При задержке рейса более чем на два часа авиакомпания должна предоставить пассажирам прохладительные напитки, в случае задержки более чем на 4 часа - организовать горячее питание, при ожидании более восьми часов в дневное время и шести часов в ночное время - обеспечить пассажиров гостиницами и транспортом до них. Это авиакомпания должна сделать бесплатно на чартерных и регулярных рейсах. Напомним, что до недавнего времени гражданские авиаперевозки регулировались инструкцией от 1986 г.
Представители авиаперевозчиков полагают, что они могут устанавливать более высокие стандарты сервиса, вытесняя с рынка гражданских перевозок недобросовестных перевозчиков. Но тут возможны два сценария развития событий – повышение цен на билеты или отказ компаний от авиаперевозок. Несложно сосчитать, насколько повысятся цены на билеты, исходя из того, сколько рейсов было продано и какие среднестатистические часовые ожидания могут возникнуть.
С улучшением условий цены на билеты повысятся примерно на 10-15%. Авиакомпании готовы оказывать услугу при выполнении чартерного рейса на уровне с регулярным. Но туроператор, который в основном предлагает чартер в турпакете, не готов платить более высокие цены за сервис авиакомпаний. Ведь турфирмы сформировали представление о том, что чартерный рейс - это дешевый сервис.
Эксперты предлагают с введением новых правил гражданских авиаперевозок учитывать причины, по которым произошла задержка рейса. Если рейс задержан по причине аэропорта, а выплата штрафа ложится на перевозчика, то тогда должен существовать механизм компенсации этих издержек со стороны аэропорта. Если причина задержки связана с туроператором, то тогда должна быть прописана система взаимоотношений между авиакомпанией и туроператором.